Обсуждение или осуждение - диалог или грех?

Здесь обсуждаем философские и религиозные вопросы, ответы на которые хотим знать. Но только те, которые не подходят в другие разделы. Пожалуйста, обходитесь в этом разделе без флуда и оффтопа
Аватара пользователя
Natasha78
Сообщения: 2727
Зарегистрирован: 13 окт 2012, 22:39
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Обсуждение или осуждение - диалог или грех?

Сообщение Natasha78 »

Девочки, позвольте и мне тоже свое мнение написать. Уж больно тема, важная и многогранная, как мне кажется. По-поводу мыслей и суждений, которые мы постоянно допускаем, и которые считаются греховными…
Мне кажется, что не осуждать совершенно никого и никогда невозможно. Это заложено в природе человека. На то нам и дано понятие о морали. Мы осуждаем сами себя, почему же тогда нельзя осуждать окружающих. И как жить в обществе, где отсутствует порицание…
При этом мы осуждаем кого-то, чего-то невольно, ведь в нашей душе Богом заложено понятие что хорошо, и что плохо. И что толку постоянно каяться в этом, мы ведь все равно будем осуждать хотя бы непроизвольно. Да и где та точка, критерий, по-которому можно чего-то значительное осудить, а в чем-то незначительном даже в мыслях не подумать, что это плохо…
А у каждого из нас ведь есть еще и субъективное восприятие, опыт, на основании которого мы допускаем возможным осудить именно этот поступок, чье-то поведение а другой не осудить…
Мы осуждаем ( подвергаем собственному суду) чужое мнение постоянно, отстаивая свое мнение, свое суждение, как например даже сейчас, ведя эту дискуссию.
Другое дело, если твоя душа по-природе, данной Богом, добра, тогда осуждая, ты не будешь жестоким в этом осуждении, т.е. не будешь категорично думать о чем-то, ведь помимо общепринятой морали, заложенной в нашей душе Богом, а также нашего собственного мировосприятия, есть еще и такие качества души как милосердие, сострадание, стремление понять. Вот эти качества у нас в разной степени развиты. И если они совсем не развиты, тогда человек думает и ведет себя так, как например сотрудница церкви, которая однозначно сделала вывод о том, что моя мама грешница только на основании того, что она внезапно ушла… Я уже писала об этом, о том, как обжег меня ее жестокий взгляд. Глаза- зеркало души… А ведь, она наверное, считает, что правильно себя ведет потому, что регулярно исповедуется.
Вот пишу и думаю, наверное можно решить, что я и написав это, кого-то хочу осудить, однако отчасти получается и так, поэтому искренне прошу прощения. Но главное, и это правда, я хочу понять истину. Еще и потому, что хочу знать насколько сильно мы грешили с мамой, когда обсуждали например, телепередачи, новости, современную моду или какие-то события.
И даже за гранью смертельного круга
Я знаю с тобой не расстанемся мы
Мы эхо, мы долгое эхо друг друга…

Аватара пользователя
ежик
Друзья
Сообщения: 7066
Зарегистрирован: 28 май 2013, 17:08
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Обсуждение или осуждение - диалог или грех?

Сообщение ежик »

Умничка)) Я много лет провела в форумных сражениях по историческим фактам. Но там мы фехтовали, имея на руках хоть какие-то обозначенные данные. Здесь же, в этой области - каждый дилетант. Причем, каждый пришел именно за помощью, а не просто развивать навыки троллизма. Осуждать кого-либо тут - неприемлимо, ибо здесь - все равны. И опыт пребывания в потусторонней жизни - нулевой. Нам критерии "хорошести" неведомы. Пока я лично наощупь определила, что таким критерием является искренность. Если человек пишет от души, то осуждать его - точно грех, что бы он не написал. Может, и я ошибаюсь)))
Вышел из комы ночью,
Там где храм на крови без крова.
Капельницы в клочья,
Жить начинаю снова



Прошу помолиться за моего мужа https://www.memoriam.ru/forum/viewtopic. ... 41&t=17493

Мама Влада
Друзья
Сообщения: 4775
Зарегистрирован: 14 ноя 2011, 02:52
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Получил помощь, теперь хочу помогать другим

Re: Обсуждение или осуждение - диалог или грех?

Сообщение Мама Влада »

Нам батюшка объяснял, что осудить можно грех, но не человека. В это и есть самое сложное. :? Разделить:"мухи-отдельно, котлеты - отдельно". Честно скажу, у меня ещё плохо получается. :grustno:
Хотя, думаю, даже осознание того, что я что-то делаю не так - уже шаг в правильном направлении. Исправить "рефлексы", накопленные в течении жизни, в одну минуту не удастся. Но есть над чем работать. ;)
:heart:
И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло (Откровение 21: 4)

Аватара пользователя
Елена137
Администратор
Сообщения: 29083
Зарегистрирован: 12 авг 2010, 07:55
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Получил помощь, теперь хочу помогать другим

Re: Обсуждение или осуждение - диалог или грех?

Сообщение Елена137 »

Друзья, хочу напомнить с каких высказываний началась эта тема, чтобы не потерять нить разговора.
Алёнка-Алёнушка писал(а):
Натка писал(а): Оказывается я изо дня в день допускаю мелкие пакости… мыслишки в отношении людей, в отношении близких, критикую, а как хочется порой поделится увиденным в другом человеке, и тут уж легко перейти грань сплетни и осуждения, я вспомнила такой вал поганых дел за собой в прошлых, таких мелких делишек и от этого таких гадостных. Я не посыпаю голову пеплом, я не собираюсь страдать гордыней в обратную сторону... Типа вот я какая плохая, НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ! Встречала и таких людей. Здесь я как раз адекватна, но то что мы позволяем делать себе в течении каждого дня, типа.. подумать с мелким осуждением о ком то, поговорить о ненужном, посмотреть тупую передачу, вместо того чтобы заняться чем то духовным, не заступится на улице за какого-нибудь пьяницу, разозлится в конце концов, не порадоваться красивому пейзажу из окна, а посетовать на жизнь, не помолится в конце концов нормально...
Здравствуйте, Натка! То, что Вы описали, каждый человек делает из дня в день, всё это Вы свели к обычным "кухонным" женским разговорам, к тому, что женщины любят всегда что-то обсудить новый костюм, куртку, юбку подруги... И, о,да, наверное это идёт и с осуждением, так как у каждой из нас свои личные вкусы и пристрастия в одежде, в еде, машинах и т.д. И тупые передачи мы смотрим каждый день :D Но, Наточка, дорогая! Это же такая мелочь и если бы это был грех, за который Бог бы наказывал, то в нашем с Вами окружении каждый бы день что-нибудь нехорошее случалось... (тьфу-тьфу, не дай Бог!) :veto: Но я поняла Вашу мысль, которая, в основном касается плохих помыслов и осуждения! Плохие помыслы - да... Это грех! Касательно осуждения на бытовом уровне, ну, извините, это просто смешно))) Кто-то с Вами в чём-то не согласился, с кем-то Вы не согласились и да - осудили, покритиковали точку зрения своего оппонента или он Вашу. А где здесь грех? Наточка, всё это называется одним словом - ЖИЗНЬ!
Мама Влада писал(а):
Алёнка-Алёнушка писал(а): ...женщины любят всегда что-то обсудить новый костюм, куртку, юбку подруги... И, о,да, наверное это идёт и с осуждением, так как у каждой из нас свои личные вкусы и пристрастия в одежде, в еде, машинах и т.д. И тупые передачи мы смотрим каждый день Но, Наточка, дорогая! Это же такая мелочь и если бы это был грех...
Это не мелочи. Это действительно - грех. Да, не смертный. Но эти мелкие грешки мешками грязи оседают в нашей душе. Попробуйте не вытирать пыль неделю, потом две, три... Следуя вашим рассуждениям - ничего страшного. Это же не комья грязи, это всего лишь пыль... Так может и убирать не надо?
Даже если нам кажется, что нет уже никаких шансов, то есть еще шанс, что они появятся.

Аватара пользователя
ежик
Друзья
Сообщения: 7066
Зарегистрирован: 28 май 2013, 17:08
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Обсуждение или осуждение - диалог или грех?

Сообщение ежик »

Лена, думаете, Вы прояснили ситуацию? :D Например, я - чем больше погружаюсь, тем чаще вспоминаю Сократа:"Я знаю, что ничего не знаю". Могу резюмировать, что девочки, в принципе, говорят об одном и том же, только "в профиль и в анфас". Ссориться тут не о чем.

Для нас, живых людей, должны быть и прижизненные как бы критерии "хорошего человека", мягко выражаясь, усредненные. Выше головы прыгать не стоит: обычный мещанин с фикусом, с телевизором, с походами семьи на шашлыки 1 Мая. Этого достаточно. Иначе бы Бог просто бы не набрал в "свою армию" праведников среди такой массы грешников. Не верю, что кто-то думает иначе: что именно богоборцу с Большой буквы достается большая часть народа, заселяющего Землю. Конечно, это не отменяет стремления к лучшему, которое периодически настигает равно, как и бомжа-алкаша, так и фикусного мещанина. Богему пока обойду стороной, ибо это - люди зоны рискованной "страховки".
Вышел из комы ночью,
Там где храм на крови без крова.
Капельницы в клочья,
Жить начинаю снова



Прошу помолиться за моего мужа https://www.memoriam.ru/forum/viewtopic. ... 41&t=17493

Мама Влада
Друзья
Сообщения: 4775
Зарегистрирован: 14 ноя 2011, 02:52
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Получил помощь, теперь хочу помогать другим

Re: Обсуждение или осуждение - диалог или грех?

Сообщение Мама Влада »

Сейчас на "Азбуке" нашла такое определение осуждения:
Осуждение – уничижающее мнение (суждение) о ближнем, пристрастно исследующее его недостатки.
Осуждение считается видом гордости и рассматривается как один из тягчайших грехов.
Оказывается, что всё далеко не так безобидно, как кажется на первый взгляд... :?
Полностью статья здесь https://azbyka.ru/dictionary/14/osugdenie-all.shtml
:heart:
И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло (Откровение 21: 4)

Мама Влада
Друзья
Сообщения: 4775
Зарегистрирован: 14 ноя 2011, 02:52
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Получил помощь, теперь хочу помогать другим

Re: Обсуждение или осуждение - диалог или грех?

Сообщение Мама Влада »

На Правмире нашла замечательную статью по нашей теме.Есть над чем поразмышлять. :)
Осуждение: трудные вопросы

Мы продолжаем публикацию бесед схиархимандрита Авраама (Рейдмана), духовника Ново-Тихвинского женского монастыря и Свято-Косьминской пустыни. В этой беседе речь пойдет о том, как правильно понимать заповедь о неосуждении ближнего.

Всем нам известна заповедь: «Не судите, да не судимы будете». Но у многих это повеление Спасителя вызывает недоумение: «Разве это возможно? Как тогда различать, кто поступает хорошо, а кто — плохо? Как быть судьям, чья профессия — именно судить и осуждать? Менять род деятельности?» Попробуем разобраться.
Мне кажется, что лучше и подробнее всего эта заповедь раскрыта в Евангелии от Луки. «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам» (Лк. 6, 37–38).
«Не судите, и не будете судимы». Лучше всего вообще не судить о другом человеке, тем более о том, который не имеет к нам никакого отношения. Мы часто даже не замечаем, насколько поддаемся этому пороку — оценивать все и всех.
Конечно, чаще всего наша оценка бывает просто неправильной: мы не знаем ни внутренней жизни того или иного человека, ни обстоятельств его жизни, да и наши собственные страсти искажают в наших глазах действительность. А главное, судя о ком-то, мы очень быстро скатываемся в осуждение, как сказал о том Иов Многострадальный: «Суждение и осуждение — близки».
Однако бывают ситуации, когда не судить невозможно, — нужно разобраться в том или ином обстоятельстве, том или ином человеке: своем подчиненном, духовном сыне или дочери, каких-то соблазнах и людях, которые нас искушают. Поэтому мы бываем вынуждены рассуждать, но должны остерегаться осудить: «Не осуждайте, и не будете осуждены».
Если все-таки судите, то, по крайней мере, не осуждайте. Эта заповедь ограничивает крайнюю наклонность человека к осуждению. Мы, не видя своих страстей, часто осуждаем других даже за те грехи и страсти, от которых страдаем сами. А уж за те пороки, которых в нас нет, осуждаем с особой жестокостью.
Например, человек трудолюбивый, но жадный, будет осуждать ленивого: мол, вот бездельник, ничего у него за душой нет. Он не видит того, что сам трудится только ради своего блага, ни с кем не хочет поделиться. Другой, скажем, развратник, но по характеру добрый, будет осуждать людей целомудренных, но, может быть, несколько жестких. Своего же разврата он не замечает и считает, что это вообще пустяк.
Страсть осуждения, когда мы с ней не боремся, может совершенно исказить в наших глазах реальность — до такой степени, что мы будем видеть то, чего и в помине нет.
Прекрасный пример этого приводит преподобный авва Дорофей. Один монах увидел, что некий брат приступает ко святому причащению, поев перед этим фруктов в саду. Монах рассказал об этом игумену, и тот отозвал брата в сторону, когда он подходил к Чаше. Игумен расспросил брата, и выяснилось, что того до литургии не было не только в саду, но даже и в обители, так как эконом посылал его в деревню по какому-то делу. Поэтому мы должны постоянно внимать себе, чтобы не поддаваться пагубной привычке осуждать.
Но может случиться так, что мы вынуждены будем и осудить. Например, праведный Иоанн Кронштадтский осуждал Льва Толстого — так откровенно и заявлял: «Я его решительно осуждаю». Я даже удивился такой его прямоте и дерзости.
Но святой говорил так, потому что любил Церковь Божию, которую хулил этот человек. Да, Толстой был великим писателем, но вместе с тем — страшным врагом Церкви, растлившим целое поколение, в особенности интеллигенцию.
Однако если отец Иоанн осуждал Льва Толстого, то это не значит, что он его ненавидел. Если бы он мог что-нибудь сделать для спасения этого человека, он бы, конечно, это сделал. И такую попытку, правда, окончившуюся неудачей, предприняли другие люди — оптинские подвижники. Надо думать, что и отец Иоанн, если бы к тому времени был еще жив (он скончался двумя годами раньше), поступил бы подобным образом.
Осуждение Толстого было справедливым, поскольку его нельзя было отделить от созданного им учения; собственно, оно даже название получило по его имени — толстовство. По этой же причине святые отцы проклинали еретиков на соборах.
Когда я читал «Деяния Вселенских соборов», то меня поразил такой факт. Известно, что Феодорит Кирский во время III Вселенского собора вел себя, скажем мягко, недостаточно православно, защищал ересиарха Нестория и резко критиковал святителя Кирилла Александрийского. Впоследствии блаженный Феодорит примирился с православием, и когда начались монофизитские брожения, стал одним из активных борцов с этой ересью, можно сказать героем IV Вселенского собора. Но святые отцы помнили, что он по недоразумению прежде защищал Нестория, и стали требовать от Феодорита, чтобы он проклял этого еретика.
Отцы Собора говорят ему: «Скажи: „Анафема Несторию!“», а он пытается оправдываться: «Я никогда не был еретиком!» Но только он начинает объяснять свою позицию, как они прерывают его: «Мы не хотим тебя слушать, скажи: „Анафема Несторию!“»; а он опять старается оправдаться. Наконец в зале Собора стали раздаваться восклицания: «Феодорит несторианин! Он еретик!» Тогда он понял, что иначе нельзя, как только сказать: «Анафема Несторию!»
Отсюда мы делаем вывод. Либо то, что произошло на IV Вселенском соборе, плохо, и Феодорита напрасно вынудили осудить Нестория, вместо того чтобы дать ему возможность высказать свои взгляды и доказать свое православие, либо в этом эпизоде есть особенный смысл и через отцов Собора действовал и их устами выражал истину Сам Дух Святой.
Выходит, что, когда я говорю: «Этот человек — еретик», или: «Анафема Несторию!» — в этом нет греха осуждения. Блаженный Феодорит не согрешил, осуждая Нестория. И праведный Иоанн Кронштадтский не согрешил, осуждая Льва Толстого.
Итак, под словами «Не осуждайте» имеется в виду: не осуждайте так, чтобы это являлось грехом.
Бывают случаи, когда не осудить невозможно, и если мы в подобных ситуациях не осудим, то тогда как раз согрешим. Если бы блаженный Феодорит не осудил Нестория, то его, несмотря на заслуги перед православием, предали бы анафеме вместе с Несторием. И так можно сказать про всякого из нас: если мы не будем осуждать еретиков, не будем осуждать богохульников, не будем осуждать врагов Церкви, не будем осуждать развратников (именно как носителей и распространителей разврата), то получится, что мы их оправдываем.
Поэтому Евангелие далее предлагает: «Не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете». Если все-таки невозможно не осудить, тогда, по крайней мере, прощайте этим людям, внутренне не держите на них зла.
Наверное, кому-то покажется странным: как это — осудить, если Евангелие прямо заповедует «Не осуждайте». Часто нам представляется, что Евангелие состоит только в заповеди любить, которую мы притом понимаем очень узко.
Но для чего, например, в Церкви существует сборник правил, то есть законов для суда над провинившимися клириками и мирянами? Для того, чтобы тех или иных людей осуждать за их нарушения. Но это не греховное осуждение, а та самая Божественная любовь, которая простирается к каждому человеку и которую мы интерпретируем применительно к тем или иным обстоятельствам.
Евангелие не состоит всего из нескольких слов — «нужно всех любить», в нем говорится и о многом другом. Поэтому не нужно видеть противоречие Евангелию в том, что в некоторых случаях суд необходим. Как, например, духовник сможет не судить тех, кто у него исповедуется и кается? Как судья или начальник должен исполнять свои обязанности?
Хочу напоследок сделать важную оговорку. Да, нам необходимо знать о степенях позволительного суда и осуждения, но не будем искать в этом оправдания своим страстям. В подавляющем большинстве случаев нам надо стараться именно не судить и не осуждать, и тогда Господь не осудит и нас.
Все, наверное, знают случай из отечника о монахе, который никого не осуждал. Жил он довольно нерадиво, но когда умер и демоны представили ему свиток с множеством его грехов, то он воскликнул: «Господи! Ты сказал: “Не судите, да не судимы будете”. Вот, я за всю жизнь никого не осудил». И тотчас все его грехи со свитка исчезли. Этого монаха ввела в рай одна только добродетель неосуждения. И если мы будем ей прилежать, то она введет в небесные обители и нас.

***
Вопрос. Как из рассуждения о том или ином человеке не впасть в осуждение?

Ответ. Это очень трудно, а без содействия Божественной благодати, можно сказать, невозможно. Только благодать позволяет судить о человеке трезво и при этом его не осуждать. Поэтому надо молиться, просить у Бога помощи и по мере сил понуждать себя к исполнению этой заповеди. Но вместе с тем, если судить о чем-то — наша обязанность, то надо это делать, даже если мы не бесстрастны. Пусть мы, рассуждая о проступках наших детей, осудим их и накажем, но зато дадим им понять, что хорошо, а что плохо. И лучше нам, в случае необходимости, осудить и наказать провинившихся подчиненных, чем разрушить дело, которое нам поручено.

В каждом случае придется думать: есть ли необходимость рассуждать о том или ином обстоятельстве и человеке? Потому что если мы начнем рассуждать, то едва ли избежим осуждения. Но по крайней мере не будем осуждать без нужды — и это уже очень высоко.

***
Вопрос. Моя тетушка, приходя к нам в гости, часто жалуется на невестку и на сына-алкоголика. Ее жалобы кажутся справедливыми, и мы вместе с ней возмущаемся. Но, получается, она осуждает? И мы в этом участвуем?

Ответ. Да, я думаю, что эти разговоры ни к чему. Они ничего не принесут, не помогут ни этой тетушке, ни ее семье, ни этому бедному алкоголику. Поэтому в таких случаях либо надо вовсе молчать, как бы не касаться этого, либо, если ты хочешь помочь, — молиться.
Но чтобы молиться за падших людей, надо иметь благодать, иначе мы можем взять на себя искушения и скорби, которые выше нашей силы.
Словом, надо либо как-то помогать, либо, по крайней мере, не вредить. А участвуя в злословии, мы лишь еще больше умножаем грех.

***
Вопрос. Как не осуждать человека, который пришел в храм нетрезвым? Уместна ли здесь снисходительность, не будет ли это потворством страсти?

Ответ. Я расскажу такой случай. Один мой знакомый работал в храме, был кем-то вроде дневного сторожа. Однажды в храм пришел парень, пьяный вдребезги, встал перед иконой Божией Матери, начал плакать, что-то кричать… Кажется, у него мама была больна раком.
А все это происходило во время богослужения, и моему знакомому сказали выкинуть этого парня из церкви. Но он отнесся к тому снисходительно и человеколюбиво, тихонько его вывел, стал с ним беседовать, хотя тот, повторю, был порядочно пьян. Впоследствии они стали встречаться, в результате мой знакомый обратил этого человека к вере, он стал православным христианином, а через несколько лет — и священником.
Поэтому не нужно стричь всех под одну гребенку и огульно осуждать. Может быть, у человека какое-то несчастье, или он просто на именинах выпил лишнюю рюмку. Но если он ведет себя нагло, хулиганит, кощунствует — это, конечно, другое дело.
Должно быть некоторое снисхождение, но и благоразумие тоже. Впрочем, от внутреннего осуждения лучше храниться и в этом случае.
***
Вопрос. Мне иногда кажется, что люди, подверженные одинаковой страсти, похожи друг на друга, страсть как бы накладывает отпечаток на лица. Нет ли в этом осуждения?

Ответ. Лучше подобными наблюдениями не увлекаться, а то будешь ходить и говорить людям: «Вот ты — гордый. И ты гордый, и ты гордый: у вас на лицах одинаковые отпечатки».
Мы должны стараться в каждом человеке, даже в самом опустившемся, видеть образ Божий. Истинное христианство в том и состоит, чтобы не замечать в ближнем ничего плохого.
Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что он сподобился видеть лица своих врагов как лица ангелов Божиих. Он смотрел на своего врага, клеветника, и видел его лицо сияющим, как у ангела. Почему? Потому ли, что тот на самом деле был ангелоподобным? Нет, но потому, что благодать Божия ослепляет христианина в том смысле, что лишает его зрения чужих грехов.
Исключение в этом смысле составляют, может быть, духовники. Им, так сказать, поневоле приходится разбираться в человеческих грехах, но не ради осуждения, а ради помощи ближним. Духовник похож на хирурга. Хирург, который вынужден разрезать человеческое тело и перебирать его внутренности, делает это не ради своего удовольствия, а ради того, чтобы помочь человеку избавиться от болезни.
Вообще всем христианам, наоборот, надо стремиться ничего в человеке не видеть, не рассматривать, какая страсть изображается у него на лице: гордость или гнев. Нужно думать: все хорошие, кроткие, все ангелы Божии, все вокруг меня святые, один я грешник.
Конечно, невозможно приобрести такое отношение ко всем людям собственными усилиями, только действие благодати может сделать человека способным на это. Но общее наше расположение должно быть именно таково.
:heart:
И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло (Откровение 21: 4)

Аватара пользователя
Natasha78
Сообщения: 2727
Зарегистрирован: 13 окт 2012, 22:39
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Обсуждение или осуждение - диалог или грех?

Сообщение Natasha78 »

Если осуждение большой грех, почему тогда, например, служители церкви и верующие так нетерпимы были и осудили действия одной известной группы, члены которой надругались( и по-моему собственному мнению это безобразие иначе не назовешь) над чувствами православных в Храме Христа Спасителя? Моя мама тогда тоже с осуждением высказывалась о таком поведении. Выходит это высказывание ее еще один грех. И мой тоже? :shock: :?
Если никого не осуждать, может тогда в нашем обществе, многие члены которого в последние годы повернулись лицом к церкви, к вере, вообще отменить многие виды ответственности за совершенные проступки, тем более если они не такие уж значительные ??? :crazy: :scare:
Еще, как мне кажется, чем более человек сам чист душой, тем меньше недостатков у других он видит. Но абсолютно чистых, святых людей очень мало. Поэтому во всем должен быть разумный предел. И в этом вопросе тоже. Совсем не осуждать не получится. Потому, что в душе все равно будут возникать какие-то эмоции. Правда можно их не выражать вслух, но ведь они уже возникли. Главное, по-моему, осуждать кого-либо без злобы и злорадства… А самое главное быть самоткритичным…
И есть ли вообще такие, кто никогда не осуждал ... согласна с Олей ( Ежиком)Иначе бы Бог просто бы не набрал в "свою армию" праведников среди такой массы грешников. :heart: :heart: :heart:

Пока писала, повилось письмо мамы Влада, в котором ссылка на статью Осуждение: трудные вопросы
Понравилось все, что пишет архимандрит Авраама (Рейдмана) Спасибо за хорошую ссылку.. :thank_you:
И даже за гранью смертельного круга
Я знаю с тобой не расстанемся мы
Мы эхо, мы долгое эхо друг друга…

Аватара пользователя
ежик
Друзья
Сообщения: 7066
Зарегистрирован: 28 май 2013, 17:08
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Обсуждение или осуждение - диалог или грех?

Сообщение ежик »

Практически уверена, что осуждение окружающих является частью других больших грехов - недовольства собою и нездорового азарта. Как там сказано: "возлюби ближнего, как самого себя"? Ключ к сему - сначала попробуй возлюбить себя, а второе без первого никак не получится. Значит, задача человека - работа над собой, в первую и, кстати, в последнюю очередь. Людям, болезненно прошедшим этапы самосовершенствования, каждый из которых оставил на нем зарубки, легко разглядеть в "ближнем" такие же попытки и понять, что с ним происходит. Более совершенный человек никогда не будет насильно кого-то "тащить в рай". Любое насилие вызывает противление. Это естественно , и это все знают. Паче того, принуждение может сбить человека начинающего путь к самопознанию с прямой дорожки.
Первый признак начала самосовершенствования - сомнение. Сомнение - двигатель прогресса! :dance: Что сейчас явно прослеживается у нашей Аленушки. Она задает вопросы. Процес запущен. Как дети познают мир? Они становятся почемучками. Они ищут ответа у старших, или их учит жизнь. Но вряд ли вопрос "откуда идет дождь" почемучке толково разъяснит ровесник.
В той же православной церкви никого не принято уговаривать креститься. Пока у человека не созреет собственное устойчивое желание, приходить со скальпелем в его сознание, строго запрещено.

И, признаться, всегда уважала людей, которые умеют задавать вопросы про всё сущее, не стесняясь выглядеть неумно в глазах окружающих. Считаю неверным, что даже Библия - конечная инстанция: прочитал- принял на веру - успокоился на всю жизнь, перебирая постулаты, как заношенные четки. Вопросы должны быть, иначе сознание хиреет и костенеет, даже в такой благодатной форме - Вере. Не для того человеку дано любопытство и стремление все познать на своей шкуре. Мысль носится в воздухе, поймать и уложить ее в собственную голову может только сам человек. Или не может. Думаю, в этом критерий зрелости души, а не в количестве зазубренных цитат из поучений Великих. Мне кажется, что именно это будет оценено, как заслуга, а ничто иное. Могу ошибаться, конечно.
Вышел из комы ночью,
Там где храм на крови без крова.
Капельницы в клочья,
Жить начинаю снова



Прошу помолиться за моего мужа https://www.memoriam.ru/forum/viewtopic. ... 41&t=17493

Аватара пользователя
Ирина 17
Администратор
Сообщения: 18904
Зарегистрирован: 19 май 2011, 09:46
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Получил помощь, теперь хочу помогать другим

Re: Обсуждение или осуждение - диалог или грех?

Сообщение Ирина 17 »

Natasha78 писал(а):По-поводу мыслей и суждений, которые мы постоянно допускаем, и которые считаются греховными…
Мне кажется, что не осуждать совершенно никого и никогда невозможно. Это заложено в природе человека. На то нам и дано понятие о морали. Мы осуждаем сами себя, почему же тогда нельзя осуждать окружающих. И как жить в обществе, где отсутствует порицание…
Наташа, все верно :cool: если мы действительно ведем речь именно об осуждении.
Natasha78 писал(а): Да и где та точка, критерий, по-которому можно чего-то значительное осудить, а в чем-то незначительном даже в мыслях не подумать, что это плохо…
А вот критерий как раз есть и присутствует. Иначе действительно невозможно РАЗЛИЧИТЬ такие понятия как:
-осуждение
-рассуждение
-обличение ( это то что вы называете обсуждением)
В жизненных ситуациях мы оказываемся дезориентированы. только потому что "слепы" к внутренним мотивам человека, который высказывает мнение относительно поступка совершенного другим человеком.
Для того что бы ответить на Ваш вопрос при этом случае,
Natasha78 писал(а):Если осуждение большой грех, почему тогда, например, служители церкви и верующие так нетерпимы были и осудили действия одной известной группы, члены которой надругались( и по-моему собственному мнению это безобразие иначе не назовешь) над чувствами православных в Храме Христа Спасителя? Моя мама тогда тоже с осуждением высказывалась о таком поведении. Выходит это высказывание ее еще один грех. И мой тоже? :shock: :?
я приведу другую цитату из Евангелия
«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним… если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 15–17).
Так как казалось соединить эти два противоречащих между собой высказывания?
Ответ прост : Обличение же в первую очередь подразумевает Любовь к человеку, которого обличают. Целью обличения является выведение ближнего из ошибки и забота о его духовном спасении.
Я не думаю, что эти девочки вообще "задумывались" над тем ЧТО они творят. :grustno:
Кроме этого есть еще одно различие, оно довольно несущественно на первый взгляд, но является критерием именно для Вас, для оценки собственных действий. Что бы понять собственные мотивы и поступки, желание высказаться.
Когда мы осуждаем, то отождествляем грех совершенный человеком с личностью человека. Другими словами не имея Любви к человеку про которого высказываемся, мы начинаем испытывать "отрицательные" эмоции (порой доходит и до ненависти) именно к человеку а не к тому поступку который он совершил. И именно от этого предостерегает Господь в словах
«Не судите, да не судимы будете… и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7: 1–2)
ежик писал(а): Считаю неверным, что даже Библия - конечная инстанция: прочитал- принял на веру - успокоился на всю жизнь, перебирая постулаты, как заношенные четки.

Ежик, а вот тут не соглашусь. :veto:
Библия устроена удивительным образом, по которому выдержать вот эту формулу : "прочитал-принял на веру успокоился", просто НЕВОЗМОЖНО.
Если прочитал и принял на ВЕРУ, то далее "покой нам только снится". Если эти "самые" постулаты ложатся на благодатную ( ищущую) почву Души, то они становятся именно тем огнем который заставляет эту Душу "зреть и расти".
И уже
ежик писал(а): Думаю, в этом критерий зрелости души, а не в количестве зазубренных цитат из поучений Великих. Мне кажется, что именно это будет оценено, как заслуга, а ничто иное. Могу ошибаться, конечно.

А вот с этим соглашусь на 100000% :cool: :friend:
Школа злословия
"Бог шепчет нам в наших удовольствиях, вслух говорит с нашей совестью, но Он кричит в нашей боли - это Его мегафон, чтобы слышал оглохший мир..." Клайв Стейплз Льюис

Ответить

Вернуться в «Вечные вопросы, на которые мы ищем ответ»