Денежная благодарность священнику

Тут можно задать вопросы священникам (Премодерация)

Модераторы: Протоиерей Сергий, о.Николай

Ответить
Вкусняшка
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 18 май 2012, 16:35
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Денежная благодарность священнику

Сообщение Вкусняшка »

Здравствуйте. Когда мы приглашали священника домой для исповеди и причащения, а затем на отпевание и на литургию на кладбище, то всегда старались всунуть ему деньги в знак большой благодарности... Говорю "всунуть" потому, что мы сами испытывали некоторое смущение при этом и неловкость, хотя подчеркну, что это было искреннее желание от чистого сердца как-то поблагодарить...Хотя и понимаю, что благодарность не обязательно должна быть материальной...Вопрос следующий: насколько вообще уместна такая благодарность? Не поступаю ли я не правильно в отнешении даже самого служителя церкви (ведь он не очень то и хотел брать, отказывался)? Повторю, что это все было совершенно искренне, я хотела, чтобы его семья с маленьким ребенком воспользовалась деньгами по своим потребностям. А священник этот - очень ревностный служитель Бога и добрый, понимающий человек, поэтому у меня и возник такой вот вопрос? Не была ли искусительницей для него?
Спит он вечным сном могилы, но душа его не дремлет, чает Тебя Господи, жаждет Тебя вечного Жениха. (Акафист за единоумершего)

Аватара пользователя
свящ.Антоний
Священник
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 16 апр 2012, 20:45
Пол: муж.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим
Откуда: Москва

Re: Денежная благодарность священнику

Сообщение свящ.Антоний »

Уважаемая Вкусняшка! Ничего плохого в том, что Вы денежно поблагодарили священника, имея такую возможность, нет. Это нисколько не унижает труд пастыря и не является платой за Таинство или за молитву, тем более, что не все люди, которые приглашают священника могут его поблагодарить деньгами. На эту тему есть в книге " Православное пастырское служение" архимандрита Киприана(Керна): "Что же выработала церковная практика в вопросе материального обеспечения священни­ка? И как к этой практике может и должен от­носиться священник?

В общем выработано жизнью три способа разрешения этого вопроса:

1)"питаться от алтаря", т. е. брать возна­граждение за требы;

2) получать жалованье от государства или центральной церковной власти и

3)получать установленное и определенное вознаграждение от своего прихода;

Все эти способы имеют свои достоинства и недостатки.

1. "Питаться от алтаря". Основание этому принципу дано в Св. Писании: "священнодействующие питаются от святилища; служащие жертвеннику берут долю от жертвенника" (1 Кор. IX, 13). Надо признать, что это начало "жить от благовествования", завещанное от апостолов, ими в жизнь проводимое и освя­щенное долгой, многовековой практикой церкви, стало почти повсеместным обычаем. Древ­ность не знала иного способа обеспечения свое­го клира. Другие способы разрешить мате­риальный вопрос священнослужителя внуше­ны уже в новейшее время и диктуются скорее некоторыми "новыми идеями". Каковы же от­рицательные стороны этого принципа "жить от жертвенника"? Священники новые, молодые и по преимуществу "с направлением" обычно вы­ставляют следующие возражения против этого способа вознаграждения:

1) священнику унизительно брать за требы;

2) получается впечатление какой-то симонии, т. е. продажи благодати Св. Духа за деньги;

3)при этом способе возможны злоупотребле­ния, поборы с паствы, и у священника бесконт­рольно развивается корыстолюбивое отноше­ние к своим пастырским обязанностям;

4)в бедных и необеспеченных приходах и областях священник при таком способе ставит­ся в положение часто очень необеспеченное и может быть даже нищенское. Кроме первогосоображения, в каждом из них есть доля прав­ды, которая, однако, может быть смягченатеми или иными улучшениями организации жизни приходской и епархиальной. Следует разобрать все эти соображения по порядку.

Унизительность. Это соображение, как только что сказано, является необоснованным. Священнику меньше, чем кому бы то ни было следует бояться "унижения". Пример совершенного унижения и смирения дан нам в кенозисе Спасителя, обнищавшего себя в образе раба. Гипертрофированное "чувство собствен­ного достоинства", столь присущее молодости, должно быть изгнано из пастырского сердца. Оно всегда граничит с гордостью и свидетельствует о чрезмерной заботе о своем "авторите­те". Уплата гонорара врачу или адвокату за преподанный ими совет нисколько не унижает эти свободные профессии и не уменьшает их авторитета в глазах клиентуры. С другой сто­роны, если получение платы за требу и смиря­ет преувеличенную гордость юного иерея, то это ему только полезно. В связи с этим у моло­дых иереев нередко распространяется манера не брать за требы, что только: 1) свидетельст­вует о их гордости; 2) распространяет о них молву, как о "нестяжателях" и "бессребренниках" и 3) ставит в неловкое положение тех со­братьев, которые смиренно принимают плату за исполненную требу. Можно все, в том числе и принятие платы делать с достоинством и от этого не терпеть никакого умаления своего "ав­торитета". Дальше будет сказано подробнее о возможных усовершенствованиях в этом спосо­бе взимания гонорара.

Симония. Об этом грехе не может и быть речи, коль скоро вспомнить слова Апостола о "питании от жертвенника" и принимать свое вознаграждение не как плату за благодать молитвы, а как жертву Богу, данную от любяще­го сердца духовных детей, заботящихся о своих молитвенниках и отцах.

Возможность вымогательства и злоупотреб­ления допустимы всегда и всюду и зависят не от способа вознаграждения, а от характера и нрава вымогающего, которые сумеет найти способы, если только пожелает, вымогать и при всех иных условиях. Вымогательство еди­ниц среди священников не может быть расп­ространено как общее правило на всю органи­зацию.

Необеспеченность в бедных приходах и не­достаточных областях есть, пожалуй, самое серьезное возражение. Действительно, священ­ник в городских, столичных и вообще богатых церквах будет всегда лучше обеспечен, чем маленький иерей в забытом и заброшенном приходе. Это один из примеров имманентного греховному миру зла социального неравенства. Резкие контрасты в этом отношении были в истории всегда. Здесь вот и необходимо вмеша­тельство церковной власти, особая забота бла­гочинных и архиереев о нуждах своих бедных пастырей. Здесь могла бы быть рекомендуема какая-то постоянная помощь от центра или от разных касс священнической взаимопомощи, что уже выходит из пределов настоящего во­проса и нашей науки.

2. Жалование от государства или от епар­хии. Этот способ разрешения материального обеспечения клира представляется многим одним из лучших. Священник, якобы, не "унижается" взиманием платы за только что совер­шенную требу; впечатление "симонии" не возникает; злоупотребления невозможны; повсюду царствует справедливость и нет бедных и бога­тых приходов. Все это кажется так, только на первый взгляд.

Прежде всего надо согласиться, что такой принцип может быть проведен только там, где церковь, признана государством и не отделена от него или, по крайней мере, епархии настолько обеспечены, что могут содержать своих иереев на жаловании. Там же, где цер­ковные имущества секуляризованы и секвес­тированы, или где государство едва-едва тер­пит рядом с собой такое "зло", как церковь, об этом способе нельзя и говорить. В действитель­ности этот принцип осуществлялся в истории в некоторых государствах, как напр. в Черного­рии до 1914 г., в некоторых епархиях в б. Авст­ро-Венгерской Империи, в некоторых отраслях священнической службы, как-то, — военные священники, консисторское духовенство, ду­ховенство при разных учреждениях, загра­ничных миссиях, посольских церквах, шко­лах, тюрьмах. Последним примером проведе­ния в жизнь этого начала надо признать закон об отделении церкви от государства в Югославии в 1933 г., по которому государство взимало со всех своих чиновников православ­ного вероисповедания особый дополнитель­ный налог на жалованье (что вызывало очень часто возмущение лиц, не желавших жертво­вать на церковь), давало ежемесячную "дота­цию" церкви, а церковь платила жалование по определенным ставкам своему духовенству, превратив его таким образом в "церковных чи­новников".

Очевидны отрицательные стороны этого спо­соба разрешить материальное обеспечение ду­ховенства. Прежде всего, у священника выра­батывается психология чиновника, психология, как говорили в дореволюционной России, "че­ловека 20-го числа", т. е. получающего каждый месяц 20-го (или 1-го) свое определенное жало­ванье. В священнике легко может выработать­ся формализм и легко можно успокоиться на принципе "все равно заплатят". Это способст­вует обмирщению духовенства, разрывает его связь с паствой, замыкает его в бюрократизме по отношению к тем, кто должны быть его семьей. У священника затем развивается из­вестный карьеризм, так как он стоит на опре­деленной "табели о рангах" и повышается по службе, как офицер и канцелярский чиновник. Самый принцип родственности, жертвенной любви, отечества стирается в такой атмосфере. А так как этот принцип не уничтожает вовсе возможности принимать приношение за требы, то иерей заинтересовывается только такими случаями, которые могут быть выгодными, не­брежет о незначительных случаях с точки зрения обеспеченности, легко не откликает­ся на нужды своей паствы. Наконец, этот способ, если и освобождает пастыря от воз­можных "унижений", то ни в коем случае не развивает в нем того смирения, которое свя­зано с вышеуказанным способом "питаться от жертвенника".

3. Вознаграждение от прихода. Этот способ есть нечто среднее между первыми двумя. Приход дает священнику определенное жало­ванье натурой и деньгами, т. е. натурой: квар­тира, отопление, известные услуги в его саду, огороде и хозяйстве; (в австрийских правос­лавных областях это называется "сессия"); кроме того, он определяет своему клиру какое-то прожиточное достаточное вознаграждение. Это все не исключает возможности клира пользоваться доброхотными даяниями своей паствы в виде платы за ту или иную требу. В такой практике священник везде более или менее обеспечен, приход ответственен за его благо­состояние, а иерея освобождает от забот о на­сущном хлебе. Этот принцип с постоянными исправлениями и дополнениями в каждом от­дельном случае мог бы быть признан лучшим разрешением материальных нужд клира.

Кроме этих фактических данных, следует сделать и некоторые дополнительные замечания.

Как бы ни была устроена эта сторона вопро­са в жизни священника, всегда следует помнить, что этот момент вознаграждения его при­ходом, прихожанами или епархией должен быть им воспринимаем, как жертва ему, как жертва Церкви и Богу, а никак не "жало­ванье", "плата", "гонорар".

Если существует в той или иной мере способ награждения за требы, то надо этот самый мо­мент уплаты обставить возможно более благо­образно. В самом деле, очень плохое впечатление производится от того, когда, скажем, не­медленно после исповеди и отпущения грехов, и присутствующие молящиеся, да и сам иерей постоянно слышит звук шелестящей бумажки или падающей звонкой монеты. Это может быть все же обставлено весьма благообразно, если у свечного стола поставить кружку, в ко­торую прихожане бы опускали свои лепты. Этим священник был бы избавлен и от такого неприятного впечатления: "кто за какую требу сколько дал".

Совершенно недопустимы "таксы" за требы. Самые разговоры при назначении требы о классах венчания, похорон, крестин и пр. суть оскорбительное для религиозного сознания внедрение мирского и материального момента в сферу молитвы и благодати.

В тех церквах, где несколько членов клира (так наз. "штатные церкви") раздел приходской кружки должен происходить по строго уста­новленной центральной епархальной властью пропорции, дабы избежать притеснения выс­шими членами клира низших. Всегда следует помнить настоятелю, получающему значитель­но большую долю, о нуждах своих меньших собратьев, которые зачастую обременены семьей и меньше могут надеяться на внимание и заботы прихожан.
Под конец необходимо еще раз напомнить молодому священнику смиряться в этом вопро­се, не позировать своим бессребреничеством, помнить о солидарной ответственности всего духовенства." (из главы материальное обеспечение священника).
С уважением свящ.Антоний

Вкусняшка
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 18 май 2012, 16:35
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Денежная благодарность священнику

Сообщение Вкусняшка »

Спасибо за полный ответ. Очень познавательно.
Спит он вечным сном могилы, но душа его не дремлет, чает Тебя Господи, жаждет Тебя вечного Жениха. (Акафист за единоумершего)

Ответить

Вернуться в «Вопросы священнику»