Отношение к смерти в различных культурах

Здесь обсуждаем философские и религиозные вопросы, ответы на которые хотим знать. Но только те, которые не подходят в другие разделы. Пожалуйста, обходитесь в этом разделе без флуда и оффтопа
Ответить
Макс
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 02:20
Пол: муж.
Вероисповедание: Верю в Бога в душе
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь
Откуда: Москва

Отношение к смерти в различных культурах

Сообщение Макс »

Здравствуйте, прошу помочь мне разобраться в себе, ваши мнения и советы очень мне помогут. Переживаю утрату, несколько дней назад умерла любимая мама :wretch: Она была глубоко религиозным, православным Человеком, старалась буквально соблюдать все православные таинства и обряды, много и истово молилась, старалась жить по вере и совести. Меня она с малых лет пыталась приобщить к православным традициям, я был крещен и считаю себя православным. Когда мама умерла, я из глубокого уважения и любви к ней, сделал все так, как хотела бы она - провел обряд похорон по православным традициям, заказал в храме панихиду и сорокоуст, читаю самостоятельно соответствующие молитвы. Хочу верить и надеюсь, что мама сейчас оказалась в светлом, радостном месте, не сомневаюсь, что подобное место существует в ином мире. Однако проблема в том, что мне еще с самого раннего детства "хотелось все знать". В малолетстве, когда я с мамой шел в церковь, я задавал священнику глупые, наивные вопросы, и он говорил, что мне нужно вырасти, прежде чем я сам все пойму. В отрочестве и юности вопросы стали менее глупыми, но не менее наивными, и священник снова советовал мне набраться жизненного опыта. Я последовал его совету, и по мере возможности старался найти ответы на вопросы самостоятельно, много читал, в том числе историю религий и об отношении к вопросам веры в различных культурах, путешествовал по странам, в которых религия пронизывала все аспекты человеческой жизни. Ко моему настоящему возрасту (мне сейчас 43) я подошел уже с определенным жизненным опытом, но вопросов не стало меньше, и ответы на них до сих пор не найдены, в том числе и на самый главный вопрос - отношение к смерти. Представители различных культур объясняют жизнь человека, его смерть и то, что за ней следует, исходя из традиций собственной культуры, но из этих частей не вырисовывается общая картина. И когда я читаю православные материалы, в том числе и на этом сайте, я нахожу их и разумными, и понятными, и многое объясняющими, но когда я вижу толпы обычных людей, бредущих по часовой стрелке вокруг ступы Боднатх, медитирующих возле ступы Шведагон или стоящих в многочасовой очереди на жертоприношение в храм Дакшинкали, первые мысли, которые приходят в голову - в чем они правы и в чем заблуждаются? Достаточно ли просто родиться носителем культуры, чтобы получить шанс на приобщение к высшей истине? Ведь сложно предположить, что среднестатистический бирманец, индиец или житель Непала (даже если он в совершенстве изучит русский язык) сможет приобщиться к православной вере, хотя к христианству в целом - возможно. Впрочем, обратные примеры я наблюдал - европейцы, обращающиеся к буддизму, или обросший волосами до пояса "freak sadhu" (чудаковатый святой, юродивый) американец, весь синий от наколок с мантрами и изображениями Шивы (но переход в другую веру проистекает, скорее всего, лишь от недостатка собственной). Да и вообще где она, эта высшая истина? Множество, множество вопросов, которые теснятся в голове, и которые невозможно изложить в данном посте. Поэтому, в свете упомянутого выше печального события, произошедшего в моей жизни, я и хочу спросить, что делать? Я хочу верить и знать и чувствовать, но жизненный опыт показывает множество аспектов, которые я не могу связать воедино, и которые не позволяют мне всецело принять какую-то одну точку зрения. Поэтому я прихожу в православный храм, крещусь, молюсь своими словами за упокой души мамы, прошу у нее прощения за недостаток моей веры, хотя знаю, что она сделала все, что могла, и выхожу из храма, не получив умиротворения. Знаю, что вопросы, заданные мной, во многом риторические, но все же было бы важно услышать мнение различных людей на этом форуме, и психологов, и священников, и просто людей, интересующихся...

Аватара пользователя
Евфросиния
Сообщения: 7234
Зарегистрирован: 25 июн 2009, 09:39
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим
Откуда: Сумы

Re: Отношение к смерти в различных культурах

Сообщение Евфросиния »

Макс писал(а):Да и вообще где она, эта высшая истина? Множество, множество вопросов, которые теснятся в голове, и которые невозможно изложить в данном посте. Поэтому, в свете упомянутого выше печального события, произошедшего в моей жизни, я и хочу спросить, что делать?
Макс, добро или вред несет в себе то или иное явление внутри нас, - определяется по полученным плодам. Если плод добрый – то значит все в порядке. А если худой, или же его нет длительное время – то тут уже стоит подумать о истинности пути. – Ответ на Ваши вопросы содержится в самом Вашем сообщении:
Макс писал(а):Ко моему настоящему возрасту (мне сейчас 43) я подошел уже с определенным жизненным опытом, но вопросов не стало меньше, и ответы на них до сих пор не найдены, в том числе и на самый главный вопрос - отношение к смерти.
Раз плодов так долго нет – то может есть смысл задуматься о том, что в стремлении найти ответы на эти вопросы что-то не так? Подумайте, - ответы на эти вопросы принесут Вам смирение и покаяние, которые приведут Вас к Богу? – Абсолютно нет. Можно ведь всю жизнь глубоко изучать теорию религии, получить широкие знания о всех религиях, конфессиях и их особенностях, и… – а Веры так и не обрести. И таких примеров очень много, и это просто ужасно – истратить свою жизнь на приобретение пустого багажа.
Бог есть Истина, и человек может приблизиться к этой Истине, познать Ее только одним единственным путем, - путем труда над собственной душой. Основу этого труда составляет покаяние и старание жить по заповедям, но ни коим образом не умножение теоретических знаний об особенностях разных религий. Знания конечно же нужны. – Но к ним нужно очень разборчиво подходить, знание может как помочь спасти душу, так и погубить ее. Потому лучше отложите эти вопросы до поры - до времени. А займитесь другим – воцерковляйтесь, прибегайте к Таинствам, читайте Святых Отцов (об этом посоветуйтесь с батюшкой – что лучше Вам читать). Вот на этом сосредоточьте свое внимание и усилия. И пройдет время – у Вас просто отпадет надобность возвращаться к вопросам, ответы на которые Вы ищете всю жизнь. Они просто напросто утратят для Вас свое мнимое значение, которое имеют сейчас.

Макс
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 02:20
Пол: муж.
Вероисповедание: Верю в Бога в душе
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь
Откуда: Москва

Re: Отношение к смерти в различных культурах

Сообщение Макс »

Безусловно, во многом согласен с Вами - Бог есть Добро и Любовь, а творить добро и любить - означает приближаться к Богу. с осознанием этого проблем нет, об этом же говорят не только все основные мировые религии, но и значительно уступающие им по численности учения, вроде учений Бахауллы и Саи Бабы. Содержание и смысл Веры понятен и не вызывает сомнений. Вопрос как раз в другом - в форме Веры. Поэтому и нет умиротворения, поскольку верующих - миллиарды, но верующих православных - в десять раз меньше, и ум отказывается согласиться, что унаследуют Царство Божие (или то, как это называется в иных религиях) лишь эта десятая часть населения, заслужившая это не только и не столько своими душевными трудами, как географическим регионом своего рождения и проживания, а также особенностями культуры. Хочется стремиться душой к Высшему Свету, к гармонии и покою, но столько путей ведут туда...

Аватара пользователя
Евфросиния
Сообщения: 7234
Зарегистрирован: 25 июн 2009, 09:39
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим
Откуда: Сумы

Re: Отношение к смерти в различных культурах

Сообщение Евфросиния »

Макс писал(а):Безусловно, во многом согласен с Вами - Бог есть Добро и Любовь,
Макс, все так. Но вот о второй части предложения:
…а творить добро и любить - означает приближаться к Богу.
Это конечно красиво, возвышенно и романтично. Но и также опасно, если не относится к себе трезво. Казалось бы однозначно доброе дело – творение добра. Но это только при поверхностном рассмотрении. А в действительности, делание добра ведь может принести как добрые плоды для человека, так и губительные. Человек, делающий добро, неизбежно об этом думает – «Вот я делаю добро». А дальше какие мысли идут в голову? – Тут вариантов два:

1) «Я делаю добро, помогаю людям, жертвую частью своих доходов, времени и сил. А мой сосед тратит все доходы на себя, живет припеваючи в свое удовольствие, - вот уж жадный и безсердечный. А я-то – да, я хорошая(ий)». Если мысль на этом выводе остановиться и душа этим утешится – пиши пропало: самомнение цветет, гордость дует. Сердце умиляется… Вот только вопрос – чем? – добрыми делами или высокомнением о себе? – О, куда меня может завести это умилительное мнение о себе… далеко… прямо в преисподнюю…

2) «Я делаю добро, помогаю людям, жертвую частью своих доходов, времени и сил. А мой сосед тратит все доходы на себя, живет припеваючи в свое удовольствие, - вот уж жадный и безсердечный. А я-то – да, я хорошая(ий)». – Но трезвое отношение к себе не дает расслабиться, и мысль идет дальше, и что человек видит? «Стоп да как я могу так думать о соседе? Да откуда я знаю, что не делает добра? Да ведь он такое же творение Божие, созданный по Его Образу и Подобию – а я позволяю себе так о нем думать. Ужас какой. Исповедуюсь в своей гордости, самомнении и осуждении ближнего и все, в следующий раз так не думаю.». – Несу это на исповедь, делаю добро и… увы! – эти же мысли лезут в голову. Кошмар какой безсилие полное – даже от мыслей каких-то я не могу избавиться! - На что же я тогда способна(ен)? Опять на исповедь… А потом вдруг в один прекрасный раз оказывается, что даже если мысли о себе хорошей (ем) такие удается придушить, то хуже того – на поверхность вылезают какие-то движения души, совершенно безсловесные, но имеющие такую же цель как и придушенные мысли – вознести и раздуть себя. Да, дело табак. – как же изменить то себя? Без Христа - Спасителя не обойтись, без Него – точно в преисподнюю. Но чтобы быть с Ним, надо перед Ним смириться, притом не тогда когда мне охота, а всегда – На все (кроме греха человеческого) святая Воля Твоя, Господи.

Как бы научится второму варианту? Сколько лет жизни мне для этого понадобится? Если еще лет 200-300 проживу – хватит ли? А вы говорите о каких-то учениях иных конфессий и унаследуют ли их верующе Царствие Божие. Унаследуют ли они – это Богу виднее. А вот унаследую ли я – это вопрос… И если я им не буду заниматься, то увы – вряд ли я встречусь в райских обителях с представителями других конфессий. – Не потому что они так уж точно не унаследуют Царствия Божия, а потому, что мне в Раю делать нечего – ведь как часто бывает что мне в жизни не Бог нужен, а все что угодно другое - от проблем соседа до теоретического исследования Божиего Промысла.


А любить – знаем ли мы что такое Любовь? – Думаю, что нет. Истинная Любовь ведь Дар Божий. А по словам преп. Исаака Сирина только "рукою смирения человек может принять дары Божии». И раз о смирении речи не идет, то утверждать что Люблю и знаю что это – не дерзаю.
Вопрос как раз в другом - в форме Веры.
Воцерковление, старание жить по заповедям, Покаяние, Причастие. - Не очень конечно привлекательная форма Веры для нашего падшего существа, т.к. требует времени, сил, и главное изменения привычного стиля жизни, ущемление себя. Но увы – другого пути нет. Да и со временем в голове проясняется и оказывается, что это того стоит, потому как постепенно приносит умиротворение, освобождение от страхов и прочих земных многозаботливых и хлопотных привязанностей и проблем.
Поэтому и нет умиротворения, поскольку верующих - миллиарды, но верующих православных - в десять раз меньше, и ум отказывается согласиться, что унаследуют Царство Божие (или то, как это называется в иных религиях) лишь эта десятая часть населения, заслужившая это не только и не столько своими душевными трудами, как географическим регионом своего рождения и проживания, а также особенностями культуры. Хочется стремиться душой к Высшему Свету, к гармонии и покою, но столько путей ведут туда...
Макс, а почему Вы думаете, что в данном случае Ваш ум говорит Вам правду? Да наш ум настолько засорен чем попало, что ему вообще верить нельзя. А к мнению людей с более чистым умом нам будет полезно прислушаться: пройдите по вот этим ссылкам на сообщения – https://www.memoriam.ru/forum/viewtopic. ... 12#p243512 и https://www.memoriam.ru/forum/viewtopic. ... 87#p243487, мы не так давно касались уже этого вопроса и там есть ответы - цитата из Феофана Затворника и мнение проф. А.И.Осипова (в видеоролике).

Макс
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 02:20
Пол: муж.
Вероисповедание: Верю в Бога в душе
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь
Откуда: Москва

Re: Отношение к смерти в различных культурах

Сообщение Макс »

Евфросиния, благодарю! Есть над чем задуматься...

zlatnina
Сообщения: 2209
Зарегистрирован: 07 дек 2011, 05:48
Пол: жен.
Вероисповедание: Верю в Бога в душе
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Отношение к смерти в различных культурах

Сообщение zlatnina »

Спасибо большое, Евфросинья. Уже не в первый раз перечитываю, а всё удивляюсь, как Вы правильно пишете, а из головы опять всё вылетает. Почаще надо это перечитывать.

Вячеслав 067
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 17:51
Пол: муж.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Отношение к смерти в различных культурах

Сообщение Вячеслав 067 »

Евфросиния,как точно сказано.Спасибо.Пункт 2 читаю-это мои мысли,которые вслух даже не произношу.

Ответить

Вернуться в «Вечные вопросы, на которые мы ищем ответ»