Лучше или хуже мы наших ближних?

Здесь обсуждаем философские и религиозные вопросы, ответы на которые хотим знать. Но только те, которые не подходят в другие разделы. Пожалуйста, обходитесь в этом разделе без флуда и оффтопа
ELen
Сообщения: 3778
Зарегистрирован: 04 ноя 2009, 18:53
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Получил помощь, теперь хочу помогать другим
Откуда: Минск

Re: Лучше или хуже мы наших ближних?

Сообщение ELen »

Вопрос лучше мы или хуже своих ближних относится к разряду риторических и не имеющих ответа, если отвечать на него с материалистической позиции. В духовном плане христианство отвечает на этот вопрос практически однозначно: для человека лучше считать себя хуже своих ближних, чтобы никого не осуждать.

"Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; <…> Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего". (Лук. 6: 37, 41-43).

Т.е. Евангелие четко ориентирует человека смотреть только на себя в плане недостатков и грехов. И чем глубже и честнее заглядывает человек в себя, тем больше видит их в себе. Тогда не до осуждения, от которого, к тому же, осуждающий ничего не получает, кроме безсильной злости, разрушающей собственную душу.

Что же касается вопросов, почему так рано умирают замечательные люди, а другие делают зло и живут припеваючи, ответ на это приведем из Миссионерских писем святителя Николая Сербского:
Письмо 77
С., на вопрос о том, почему неправедные преуспевают


До каких пор преуспевают? И что с ними будет в конце? Что будет с родом их? Задавался ли ты этим вопросом? Да не претыкаются мысли твои, когда видишь, что кто-то, похваляясь силой, забывает о Подателе сил. Вспомни, как надменный и самоуверенный Голиаф погиб от рогатки мальчика Давида [140]. Да не смущается сердце твое, когда видишь, что кто-то обогащается неправедным путем. Есть будет и не насытится; отнимет, и не хватит ему. Вспомни богатых содомлян, в один миг засыпанных огнем и пеплом вместе со всем богатством своим [141].

Ты христианин, а христианин воспринимает события в их полноте, а не частично. Преуспеяние неправедных христианин не оценивает как нечто окончательное, но ждет, что последует дальше, ибо знает, что грешник добивается успеха не своими силами и способностями, а потому, что Господь попускает ему, чтобы он вспомнил о Нем. По неизреченной Своей милости, попускает Господь грешным то, чего они желают, чтобы они, вспомнив Бога, устыдились беззаконий своих и исправились. Богу дороги кающиеся; очень дороги Ему те, кто в сокрушении сердца кается в неправедных делах своих. Творец не таков, как тварь, наказующая виновного, стоит только ему оступиться. Он ждет, пока заблудший сам найдет истинный путь. Он смотрит и молчит. Ждет и никогда не опаздывает. Непостижим в Своей мудрости, дивен в Своей милости.

Неразумный ропщет на то, что Господь не управляет миром по его разумению, а разумный непрестанно ревнует о Божием разуме. Но и разумному иногда невозможно понять, почему с тем или иным человеком происходят необъяснимые, казалось бы, события; почему молодой, жаждущий жизни человек умирает, а старик, уставший от жизни, живет; почему праведный страдает, а безбожник благоденствует.

В Священном Предании упоминается такой случай: умер грешный богач, грехи которого были очевидны всем; его торжественно похоронили. На похоронах присутствовали епископы и священники. Вскоре после этого гиена напала на одного пустынника и растерзала его. Некий монах, который присутствовал на похоронах того грешника, видя кровавые останки праведника, зарыдал и в душевном смятении воскликнул: “Господи, почему так, за что? Почему тот грешник в довольстве жил и с почестями похоронен, а праведник этот так горько жил и так страшно умер?”. Явился ему Ангел Божий и сказал: “Тот грешник при жизни совершил одно только доброе дело, а этот пустынник совершил только один тяжкий грех. Торжественными и почетными похоронами Всевышний вознаградил злого грешника за его доброе дело, и больше нечего ему ожидать в ином мире, а лютой смертью праведника изгладился один-единственный его грех, чтобы на небесах получил он полноту радости”.

Так же и ты рассуждай о путях Божиих и возложи все упование свое на Творца. Не смотри с негодованием на грешников, ниже завиди творящим беззаконие [142], по слову царя Давида, который долго мучился тем же, чем ты сейчас мучаешься, пока Господь просветил его разум. Чаще читай Псалтирь, тогда поймешь и утешишься.

Мир тебе и благословение от Господа.

Закрыто

Вернуться в «Вечные вопросы, на которые мы ищем ответ»