В пространстве храма, даже в промежутке между службами, обретается достаточно много людей. Вместе с тем для человека, решившего зайти в церковную ограду, – со своими вопросами, недоумениями, а то и со своей бедой – нередко встает вопрос: к кому обратиться? В особенности, если священник в этот момент в поле зрения не виден. Впрочем, возможен и другой вариант: к пришедшему и растерявшемуся «новичку», напротив, обращается кто-то незнакомый – делает замечание или пытается дать совет. Стоит ли принимать это за «голос Церкви»? И вообще – к кому и к чему в храме следует и стоит прислушиваться, а к чему – не стоит?
Переступившего церковный порог новообращенного христианина действительно никто не встречает с транспарантами, или с табличками, как иностранца в аэропорту. А потому в роли доверенного лица и советчика порой оказывается первый человек, к которому «не страшно» оказалось подойти. Женщина, стоящая у «прилавка», где записывают для поминовения имена; бабушка, присматривающая за подсвечником; наконец, просто «опытная прихожанка» – вернее, человек, вид которого «свидельствует об опытности» в церковной жизни. Именно на их суд предлагаются самые разные, порой запутанные житейские рассказы, сопровождающающиеся вопросами вроде: «А можно ли мне причащаться?». Или: «И как нам теперь его окрестить?» А также универсальным: «И вот что с этим можно сделать?»
Мысль о том, что как продавец в церковной лавке, так и уборщица или помогающие священнику на службе алтарники давать подобных советов не «уполномочены», в этот момент отходит на задний план. Мы ведь и не «по должности» у них все это спрашиваем, а по-человечески... Так то оно так только вот, спрашивая у человека его личное мнение, не стоит ожидать в ответ непогрешимых истин. Даже если этот человек простоял у самого центрального подсвечника, как нам кажется, не один десяток лет.
Парадоксально, но факт: многие церковные суеверия рождаются как раз-таки в этой образующейся при храме среде ревностно-благонамеренных прихожан. Поскольку храм для людей, проводящих в нем целый день, невольно становится местом общения и «обмена информацией». А слухами, как известно, земля полнится…
Посоветовать, к слову, могут все что угодно. Например, поставить по одной свече на каждый церковный подсвечник и заказать сорокоусты в трех (обязательно в трех) храмах. Или прочитать сорок акафистов какому-нибудь святому – не объясняя даже, какой в этом смысл. А если суть непонятна – то и польза от этого, мягко говоря, сомнительная.
Впрочем, главная беда, говорят священники, даже не в том, что кто-то «с умным видом» может дать нам совершенно нелепый совет. А в том, что в храмы сегодня приходит большое количество людей, имеющих свое представление о Православии. Некую «измышленную» веру, понятную и удобную для них самих. И приходя на службы, привыкая к церковной жизни, они все же так и остаются в рамках своего. А затем, став «опытными прихожанами», начинают учить этим собственным представлениям и других.
Довольно часто подобные поучения побуждают новоиспеченных христиан искать в Церкви чего-то особенного. Особо «благодатных» храмов, особо ревностных духовников, особо быстрых и «чудесных» исцелений. Нередко человека «из мирских», решившегося поделиться той или иной проблемой, встречают непреложным суждением: с этим вам, конечно, надо съездить к старцу… И не состоявшийся еще прихожанин отправляется в долгие, иногда бесконечные скитания и поиски, думая, что в обычном приходском храме уже ни в чем не найдет помощи в своей «исключительной» беде. Когда-нибудь он, возможно, попадет на исповедь к священнику, который откроет ему глаза. И будет недоуменно оправдываться: а мне так сказали… Только вот – кто сказал? Действительно, и имени не запомнил…
Ответ на вопрос, кого в храме слушать, кажется крайне прост: священника – и, конечно же, Бога. Сложность в другом – умеем ли мы их услышать? Понять, что батюшка обращается к нам не только тогда, когда мы просим его разобраться в «конкретно нашей» истории, – но и словами проповеди, произносимой за каждой воскресной службой и так небрежно подчас воспринимаемой нами. Что Бог говорит с человеком не только посредством чудес – но и словами Евангелия, которое здесь и сейчас, на богослужении, читается для собравшихся людей. И что искренняя, сокрушенная исповедь стоит многих тысяч свечей, бездумно поставленных к «нужной» иконе о здравии. Ведь именно с этого – с трезвой оценки и переосмысления своей жизни, с очищения души в Таинстве исповеди – и начинается, по опыту многих верующих, настоящий путь в православной вере.
"Православие и современность"
Кого слушать в храме.
- Алексей Мск.
- Ветераны
- Сообщения: 4940
- Зарегистрирован: 24 дек 2009, 01:10
- Пол: муж.
- Вероисповедание: Православие
- Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим
- Откуда: Москва.
Кого слушать в храме.
"Смерть – это суеверие. Жизнь вечна!"
-
- Сообщения: 94
- Зарегистрирован: 25 фев 2010, 21:23
- Вероисповедание: Православие
- Цель пребывания на форуме: Прохожий философ
- Откуда: Москва
Re: Кого слушать в храме.
По поводу сорока акафистов!Алексей Мск. писал(а):заказать сорокоусты в трех (обязательно в трех) храмах. Или прочитать сорок акафистов какому-нибудь святому – не объясняя даже, какой в этом смысл.
Сидела на свадьбе у подруги. Подруга православная. И все её друзья тоже. То да сё, народ разбился по кучкам, болтают. Меня в моей "кучке" спрашивают: "Ты замужем?". Отвечаю: "Нет". "Читай, - говорят, - 40 акафистов святителю Николаю". Я в ответ изображаю на лице скепсис. А мне серьёзно очень: "Что не так?". "Это всё суеверия",- говорю. Отвечают: "Никаких суеверий!". И начинают рассказывать. Девчонки впятером снимали жильё. То есть всё происходило на глазах у свидетелей. Вот одна начинает читать 40 акафистов, дочитывает сороковой - знакомится - выходит замуж. Вторая начинает - знакомится - выходит замуж. Так все замуж и повыходили! Ну вот нет у меня никаких оснований не доверять этому рассказу.
Вот так вот.
- Кризисный психолог
- Психолог
- Сообщения: 5608
- Зарегистрирован: 25 май 2008, 21:26
- Пол: муж.
- Вероисповедание: Православие
- Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим
- Откуда: г. Москва
- Контактная информация:
Re: Кого слушать в храме.
Да ведь Алексей против Акафистов и ничего не говорил Конечно подается милость Божия по молитвам святых, которым читают Акафисты. И тысячу лет люди на Руси получаеют эти благодатные дары.
Алексей говорил о бессмысленных вычитываниях (без молитвы, без понимания, без соображения) акафистов. И о том, что не надо им придавать некую магическую силу (типа, сорок акафистов непременно в сорока монастырях заказать и .т.п.). Нельзя оскорблять святых такими магическими подходами к Благодати. Это действительно кощунство и суеверие.
А Акафисты читайте! Конечно помогают! Храни Господь!
Алексей говорил о бессмысленных вычитываниях (без молитвы, без понимания, без соображения) акафистов. И о том, что не надо им придавать некую магическую силу (типа, сорок акафистов непременно в сорока монастырях заказать и .т.п.). Нельзя оскорблять святых такими магическими подходами к Благодати. Это действительно кощунство и суеверие.
А Акафисты читайте! Конечно помогают! Храни Господь!
"...человек не должен как бы искусственно подогревать в себе скорбь и драматическое чувство о смерти другого, считая, будто их отсутствие доказывает, что он не любил. Скорбь должна как бы перелиться в другое: в любовь, которая не кончается, в сознание: я тоже иду по этому пути, мне тоже придет время умирать, и какая тогда будет радость встречи!.. Тогда скорбь просветляется..."
Митрополит Сурожский Антоний
Митрополит Сурожский Антоний
- Полина Андрюшик
- Ветераны
- Сообщения: 811
- Зарегистрирован: 29 ноя 2009, 13:10
- Вероисповедание: Православие
- Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь
- Откуда: Москва
Re: Кого слушать в храме.
Алексей,замечательная статья !Причем в моем окружении как раз все что и в статье!И сама я сталкивалась с слухами такими:что надо как можно больше заказывать панихид в разных храмах и т.п.
Побольше людей читали бы такие статьи
Побольше людей читали бы такие статьи
"Небеса никогда не помогают тем людям, которые ничего не предпринимают". (Софокл, древнегреческий драматург)
-
- Сообщения: 41
- Зарегистрирован: 26 дек 2011, 00:34
- Пол: жен.
- Вероисповедание: Православие
- Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь
Re: Кого слушать в храме.
Мда...у меня было точно так, как написано. Стала после смерти любимого посещать храм. Очень захотелось исповедаться. Желание было сколь огромное, столь и боязненное. Стала советоваться со служкой, которая продаёт свечи - как мне это сделать и у кого. Она меня выслушала и сказала - вам только к старцу такому то в Лавру. А я не могла поехать в силу многих обстоятельств. И вот каждый раз, как я приходила в храм, она меня спрашивала - вы ездили? Нет, говорю, пока не получается. И так она каждый раз кривилась и сурово мне нукала - ну-ну! Смотрите! ...и т.д., что наступил момент, когда я стала бояться появляться в этот храм. И я перестала на какое то время ходить. А потом я решила для себя, что это моя слабость, так поступать. И стала ходить и исповедалась и причастилась. А ведь чуть было не сдалась!