Вопросы и ответы

Здесь обсуждаем философские и религиозные вопросы, ответы на которые хотим знать. Но только те, которые не подходят в другие разделы. Пожалуйста, обходитесь в этом разделе без флуда и оффтопа
Аватара пользователя
Ольга777
Сообщения: 2933
Зарегистрирован: 04 май 2009, 12:57
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Вопросы и ответы

Сообщение Ольга777 »

Победа над смертью

В апреле похоронила мужа... И с тех пор доверие к Богу не возвращается. Как будто Он обманул меня в самом главном... У меня чувство, будто Тот, Кто несравнимо сильнее меня, жестоко обманул мою надежду и доверие, подал мне камень и змею вместо хлеба и рыбы. Разумом понимаю всё, разум готов принять всё и найти какие-то объяснения. Но происходящее в душе – в ее самой глубине, пожалуй, верно обозначит слово «безнадежность»... В душе поселился страх! Теперь я боюсь Его... И сознание этого – ужасно! Подскажите, как мне спасти мою веру и выбраться из этой бездны.

Вы хорошо сказали, что разумом понимаете всё, а душа скорбит и страдает от безнадежности и страха... Но вспомним, что личность по существу неразделима, наш разум и чувства составляют нераздельное целое. И к победе над безнадежностью и страхом - то есть, конечно, к победе над смертью - нас ведет именно разум. И ведь недаром вы начали с жалобы на утрату доверия к Богу: в отличие от страха и безнадежности, доверие принадлежит к сфере разума.

Разум открывает нам объективную реальность. Реальность Самого Христа и Его Евангелия (доброй вести), но и не только. Реальность окружающей нас жизни также способствует нам в победе над смертью и страхом. Достаточно вспомнить о том, что никто из нас, здесь живущих, не минует смерти, будь то раньше или позже, чтобы привести наши чувства в трезвый порядок. А если вы думаете, что скорбь по умершему тем меньше, чем дольше человек прожил на этой земле, то вы глубоко ошибаетесь... Так или иначе, здешняя жизнь протекает во времени, а вечности время не присуще.

Но это духовное лекарство еще надо применить на практике, соединить ваш разум с чувствами и исцелить их. Достигается это двумя путями. Первый - деятельная любовь, будь то к вашим детям, родителям, родным, друзьям, или к кому бы то ни было, кого Господь даст вам встретить: по апостольскому слову, любовь изгоняет страх. А второй путь, столь же необходимый - это молитва, как ваша личная, так и общая, то есть богослужение. Православная заупокойная служба - литургия, панихида - имеет великую целительную силу. Только не надо ее "заказывать", а надо в ней участвовать - молиться вместе со всей Церковью, осознанно и искренне. В этом вам помогут брошюры с текстом заупокойных богослужений и молитв.

Аватара пользователя
Ольга777
Сообщения: 2933
Зарегистрирован: 04 май 2009, 12:57
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Вопросы и ответы

Сообщение Ольга777 »

ТАЙНЫ ЖИЗНИ И СМЕРТИ

(Размышления о путях земной и загробной жизни христианина)
Быстро и незаметно протекает земное странствование человека. И хотя он постоянно находится в труде и всеми силами пытается продлить свою жизнь на земле, однако приход его смертного часа всегда неизбежен.

Жизнь и смерть в человеческом роде весьма тесно связаны между собой. Даже самые понятия жизни и смерти неотделимы друг от друга, ибо ценность жизни понятна только при наличии смерти, а ужас смерти очевиден только при наличии жизни. И это не на словах только и не в понятиях, но и в самой действительности.

Человек рождается не только для того, чтобы умереть, но и умирает для того, чтобы жить вечно. Поэтому временную земную жизнь христианин должен рассматривать как своеобразную подготовку. к переходу в вечность. Время земной жизни святитель Тихон Задонский уподобляет, например, пути, по которому идет каждый человек от рождения до смерти1.

Бог определил каждому человеку продолжительность его земной жизни, но эта тайна сокрыта от людей. Поэтому кончину может ожидать человек в любое время: в младенчестве, в отрочестве, в юности, в зрелом возрасте или же в старости.

Вначале Бог сотворил человека только для жизни, но человек, поддавшись влиянию злого духа, отступил от Бога, за что услышал Божий приговор: земля еси и в землю отыдеши (Быт. 3, 19). После этого Господня изречения в существо человека вошла смерть.

Грех поразил не только душу, но и тело человека, которое было бессмертным и которое после грехопадения стало подвержено смерти и тлению. Но именно через эту телесную смерть Господь снова указал человеку путь к жизни. И если жизнь человека была отдалена от Бога преградой грехопадения, то цель творения осталась прежней. Грех не мог полностью разрушить предопределение Божие. Диавол был побежден крестной смертью Спасителя мира. Крестная смерть Иисуса Христа возвратила человека снова к древу жизни. В свете всего вышесказанного становится понятной извечная тайна жизни и смерти человека, смысл его бытия на земле.

Забывая порой высокое предназначение земной жизни, смысл своего бытия на земле, человек стремится найти счастье и на земле. Светлые, радостные минуты посещают человека на всех этапах жизненного пути: в младенчестве, отрочестве, зрелом возрасте, старости, но они так коротки, так быстротечны, как лучи солнца, пробивающиеся из-за туч и снова скрывающиеся.

Представим себе первый этап жизни — рождение человека. Та кратковременная радость, которую испытали родители, члены семьи, близкие о рождении человека вскоре сменяется многочисленными заботами о здоровье, воспитании ребенка, борьбой с непредвиденными болезнями. Чем старше ребенок, тем более сложный характер приобретает проблема воспитания, особенно в тех случаях, когда в семье отсутствует религиозное воспитание в духе православного учения, в результате чего во взаимоотношениях между родителями и детьми нередко назревает или открыто проявляется конфликт. В таких семьях дети часто прибегают к лжи, которая, как известно, омрачает их жизнь, наступают душевные переживания, тревоги, печаль, уныние, а это, в свою очередь, подчас приводит к трагическим случаям.

Но вот другой жизненный этап - зрелый возраст, когда человек, казалось бы, обретает полную независимость. Он вправе обрести семью, построить своего рода счастье в жизни. И действительно, некоторую удовлетворенность на короткое время получает человек, вступая в самостоятельную жизнь, а затем начинаются всевозможные жизненные трудности, потеря близких, конфликтные ситуации. Если и встречаем порой людей, которых жизнь словно балует, то это лишь призрак благополучия. При глубоком рассмотрении этого факта совершенно очевидно становится обратное. Часто в душе такого человека возникает и томление духа, овладевающее всем существом, и страсти, ослабляющие здоровье, красоту и мучения совести. Наконец, в зрелом возрасте, в период самостоятельной жизни, увеличиваются неизбежные заботы по обеспечению себя и своей семьи. К этому присоединяются еще нередко и заботы о престарелых родителях или больных членах семьи. Нередко жизнь человека превращается в борьбу даже за само существование. Таким образом, наступает время бремяношения или ношения своего жизненного креста. На плечи слабого и еще очень неопытного человека взваливается такая ноша, которая буквально придавливает его к земле, а земля эта между тем, несмотря на его труды, произращает терния и волчцы, так что с печалью человек пользуется тем, что получает от Бога (Быт. 3, 17-19).

Не удается человеку и в более поздние годы достигнуть полного счастья, которое словно бы ускользает из-под самых его рук. Возраст старости - житие нескверно, но вместе с тем это и период различного рода болезней. Если спросить, о чем плачет страдающий человек, то он не колеблясь ответит: "Выздоровления желаю". Если же он здрав, то до последних дней продолжаются его поиски славы, богатства, власти. Предположим, что он приобрел их — будет ли он вполне удовлетворен, вполне счастлив? Нет, он будет искать большего.

Жизнь человека, по Псалмопевцу, определяется в среднем семьюдесятью годами: "Дние лет наших, в нихже седмьдесят лет, аще же в силах осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь: яко прииде кротость на ны, инакажемся" (Пс. 89, 10).

Как ни странно, но при всех тяготах и неполной удовлетворенности жизнью мы не хотим уходить из этого мира. А когда приближается смерть, то появляется неестественное ожесточение и отчаяние, иногда же и просто болезнь ума. Такое нежелание умереть при всех невзгодах земной жизни есть не что иное, как вложенная Богом потребность жить и жить, жить без конца, жить вечно. Это стремление к бесконечной жизни предопределено самим Богом. Он, как искру, возжег в человеке жизнь, которая — как искра Божия — никогда в нем не угаснет.

Если же у человека столь сильно стремление жить, а жизнь между тем полна забот и печалей, то возникает вопрос: можно ли хотя в какой-то степени облегчить эту тяжелую участь человека? Ответ на этот вопрос не скрыт от нас. Тайну эту мы можем разгадать, если только будем внимательно присматриваться к жизни, а еще более — обращаться за ее разъяснениями к учению Христа, Который не только за человека испил всю чашу земных страданий, но и превознесся паче всех сынов человеческих (Флп. 2, 9).

Вот почему первая тайна земной жизни — любовь к Богу и всецелое упование на Него. "Возверзи на Господа печаль твою, — говорит Псалмопевец, - и Той тя препитает, не даст в век молвы праведнику" (Пс. 54, 23). Бог любы есть (1 Ин. 4, 16). Вспомним из Священного Писания, почему святой Иоанн Богослов был возлюбленным учеником Господа? Да потому, что сам он пребывал в Боге и Бог был в нем. Всецелую любовь к Богу пронес он через всю свою жизнь; эта любовь помогла ему победить всякий страх и непоколебимо стоять на Голгофе при кресте Спасителя. О пребывании в любви Божией свидетельствует и св. апостол Павел: уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20).

Отступаем мы от любви к Богу порой по своему произволению, забвению, нерадению, но Его Отеческая любовь посылает нам бедствия, болезни, желая отвести нас от пути неправды. Следовательно, мы не должны сетовать, роптать при тяжелых жизненных испытаниях, а благодарить за них Господа. Счастлив тот, кто в находящих бедствиях усматривает наказующую и вместе с тем любящую десницу Господа. Такое отношение к скорбям позволяет человеку идти по пути нравственного совершенствования. Поднимем же очи свои от земли к небу за Божией помощью, и она незримо снизойдет на нас. Тогда-то мы получим духовную силу мужественно нести свой крест, данный Богом в нашей земной жизни.

Вторая тайна земной жизни и Божией помощи связана с вопросом служения ближним. Облегчить свою жизнь мы сможем, если будем жить не только для себя, но и для других, то есть во имя Бога и ближних. Многие люди в тяжелые минуты своей жизни жестоко страдают. Именно они в этот момент, как никогда, имеют нужду в соучастии и сострадании другого человека. Важно стяжать в себе сердце, горящее огнем любви Божественной и человеческой. Нужно, по Апостолу, духом гореть, Господеви работать... в молитве пребывать, радоваться с радующимися, и плакать с плачущими (Рим. 12, 11—17). Именно служение ближним должно быть самоотверженным, бескорыстным, потому что честь и блага земной жизни проходят как сон, как пылкая мечта. Любить добро, стремиться к жизни вечной — вот наша цель и духовная красота! А те, ради которых мы будем трудиться, всегда вспомнят о нас, и если не здесь на земле, то в день пришествия Сына Человеческого. А это, в свою очередь, сделает нашу жизнь не столь уже тяжелой и безотрадной, а, наоборот, она будет легкой и радостной. Жить для других — это долг любви. А любовь пребывает вовеки. Пребывающий же в любви — в Боге пребывает. Вот это и есть та благодатная сила, которая не мыслит зла и побуждает нас, по Апостолу, друг друга тяготы носить (Гал. 6, 2). И это надо делать во имя того, что Христос возлюбил нас прежде сложения мира. Во имя Иисуса Христа и ради близких людей нам будет легче нести труды и подвиги. Это третья тайна жизни.

Но, сказав об облегчении земной жизни, мы должны помнить, что счастье на земле бывает относительное. Оно в полной своей гармонии раскроется только для праведников на небе. Это потому, что условия земли не соответствуют полноте человеческого счастья: жизнь на земле никогда не будет раем, как и земля не станет небом. Всегда и везде будут слыщаться воздыхания, томления души и слезы. И это вполне закономерно, поскольку человек, хотя и сотворен из земли, но, как имеющий залог неба и образ Бога, он предназначен не для земли. На '; самом деле, отклик скорбных чувств, душевных переживаний был слышан даже из уст праведных мужей, угодивших Богу.

Вот благочестивая старость жалуется и вопиет: "Дние мои яко сень уклонишася, и аз яко сено изсох" (Пс. 101, 12). А вот воздыхает и не старость: "Дние лет наших, в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь: яко прииде кротость на ны, и накажемся" (Пс. 89, 10); "...разсыпашася вся кости моя, бысть сердце мое яко воск, таяй посреде чрева моего" (Пс. 21, 15); "Скорби сердца моего умножишася..." (Пс.24, 17). "Яко исчезе в болезни живот мой и лета моя в воздыхании, изнеможе нищетою крепость моя и кости моя смятошася. От всех враг моих бых поношение, и соседом моим зело, и страх знаемым моим..." (Пс. 30, 11—12); "...скажи ми, Господи, кончину мою и число дней моих, кое есть? Да разумею, что лишаюся аз?" (Пс. 38, 5).

Вслушиваясь в эти жалобы грешника и в воздыхания праведника, невольно чувствуешь, как земля поглощает человека и он нисходит в могилу, а дух его возвращается к Богу.

Однако важно помнить, что со смертью человека духовная жизнь его не прекращается. Наши слезы и скорбь об усопших не безутешны. Богодухновенньгй вещатель Христовой истины святой апостол Павел, имевший желание разрешиться от уз временной жизни и быть со Христом, писал: "Не хочу же оставить вас, братие, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды" (1 Фес 4, 13). Значит, и в скорбях, слезах есть для христианина утешение, и при виде гроба есть надежда на жизнеутверждающую силу. Фактически таких утешений можно найти немало. Одно представление покоя после трудов, борьбы и скорбей для усталого путника земли уже выглядит утешением. Смертный час усопшего примиряет его с ближними. Всякий злословящий язык умолкает при виде лежащего во гробе. И если при жизни окружающие люди склонны были видеть его недостатки, то у смертного одра все с ним примиряются и начинают вспоминать только доброе. Часто случается в жизни, что благочестивых людей оскорбляют, унижают, злословят, но после смерти делаются особенно явными только их добродетели. И если добродетельная жизнь возбуждала нередко завистливое со стороны других чувство, то после смерти и малое добро вызывает искреннюю благодарность. При жизни люди иногда злословили даже и святых подвижников, осуждая их по своему легкомыслию, но по смерти они со слезами на глазах начинают удивляться их мужеству и терпению. А это, в свою очередь, является большим утешением для тех, которые были близки к почившему. Это происходит потому, что прежде, при жизни почившего, веял над ним дух греховного мира, а сейчас чувствуется веяние любви Христовой. Именно в этот момент, как никогда, дает о себе знать душа. И если бы человек почаще прислушивался к своей бессмертной душе, то ему было бы легче встретить смерть, которая, согласно молитвам Церкви, должна быть безболезненной, непостыдной и мирной... Для того, чтобы умирающий имел спокойную совесть, чистое сердце и непорочную душу, необходимо благовременное размышление о смертном часе и подготовка к нему в течение всей жизни. Всякий, свято проживший свою земную жизнь и приготовивший душу свою к часу смерти, может надеяться не только на помилование, но и на приобретение нетленной жизни в обителях Отца Небесного. Вот почему, как завещание всему христианскому миру, звучат, проникнутые любовью и заботой о спасении каждого человека, слова святителя Тихона Задонского: "Ныне моли Его (Бога. — А. И.), пока время дает тебе; ныне исправляйся, пока время благоприятно и день спасения; ныне плачи, пока полезны слезы, ныне кайся, пока Он приемлет кающихся"2.

Однако как бы ни старался христианин подготовиться к вечности, после смерти он нуждается в помощи Церкви, которая своими молитвами и песнопениями помогает почившему и ходатайствует за него перед Богом о помиловании. Особенно большую помощь умершему оказывает приносимая за его душу бескровная жертва. Именно посредством искупительной жертвы Христовой душа умершего обретает утешение, облегчение и успокоение. Свидетельство тому - разрешительная молитва, которую священнослужитель читает у гроба и текст которой, в знак помилования, влагает . в руку умершего. И если христианин сподобится принять перед своей кончиной Святые Тайны, то его душа, по мысли св. Иоанна Златоуста, возносится горе к Престолу Всевышнего даже тогда, когда этот человек не принес плодов достойных покаяния.

Таким образом, если жизнь человека, с его радостями и печалями, славой и бесчестием, окутана таинственностью, то тем более смерть является величайшей тайной. Мы не должны этому удивляться, ибо после внимательного рассмотрения увидим, что человек представляет смешение противоположностей добра и зла, является ареной борьбы между тем и другим. С этим человек ложится в гроб и переходит в ту жизнь, где не только нет борьбы, но где нет и покаяния. За гробом вступает в силу суд Бога и совести. Там лишь развивается и растет то, что здесь посеяно. И уже не сам человек, а ближние его, оставшиеся на земле, могут содействовать развитию и укреплению в его душе добра и приближению к Богу как своими частными молитвами, так и, конечно, молитвами всей Церкви. Если воскресший Спаситель не постыдился назвать своих учеников братиею своею: "...иди же ко братии Моей" (Ин. 20, 17), то как можем мы, ежедневно обращая свои молитвенные взоры к Воскресшему Спасителю, забыть, что все люди братья, а, следовательно, с братской любовью нужно молиться за живых и усопших.

Молитвы Церкви и частные молитвы христиан способны извести душу усопшего из места тьмы и терзаний, являясь истинным утешением для плачущих и болезнующих. Это — новая тайна, которая нам непостижима и которая воспринимается посредством нашего внутреннего опыта. Особенно это чувствуется явно в молитве у гроба, когда невольно отрешаешься от земли и почерпаешь облегчение гнетущей скорби. Об этой тайне нам говорит наша вера и Церковь, заповедующая совершать поминовения об умерших. Эта тайна молитвы не есть тайна только земной церкви, то есть людей, живущих на земле и за умерших молящихся, но и Церкви небесной, то есть отшедших в иную жизнь и предстоящих престолу Божию. Члены Небесной Церкви в своих молитвах не оставляют нас. Об этом свидетельствовал апостол Петр: "Потщуся же и всегда имети вас по моем исходе память о сих творити" (2 Пет. 1, 15). Эти молитвы святых, несомненно, действеннее наших. В этом молитвенном взаимообщении — новое утешение, так как оно показывает, что перед Богом все живы и все составляют единое тело Церкви Христовой.

Есть и еще последняя тайна смерти, тайна исключительно веры Христовой, ибо этой верой человек видит будущее, как бы настоящее. Эта тайна заключается в том, что для истинных рабов Христовых собственно и нет смерти, а есть только "...отложение телесе" (2 Пет. 1, 14), "...время отшествия..." (2 Тим. 4, 6), "представление от сея привременныя жизни на упокоение", и не только на упокоение, сну подобное, но и на "радость" жизни вечной, жизни спокойной, безмятежной и счастливой.

Счастлив по смерти тот, кто нес скорби в земной жизни безропотно; при всех тяжелых испытаниях не только не падал духом, не унывал, как часто случается в подобных обстоятельствах, но еще больше укреплялся в любви к Богу и ближним, становился все тверже и тверже, памятуя, что на все воля Божия. Такой человек может с дерзновением сказать: Господи, "...возвеселихомся, за дни, в няже смирил ны еси, лета в няже видехом злая" (Пс. 89, 15). Счастлив по смерти тот, кто жил на земле для Бога и ближних, кто с глубоким сердечным покаянием, с молитвой на устах оканчивает земной жизненный путь. Они непременно услышат слова Господа:" Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы"(Мф. 11, 28).

В один определенный час придет то время, когда находящиеся в гробах "...услышат глас Сына Божия, и услышавшие оживут" (Ин. 5, 25, 28) и восстанут в том же теле, только измененном: не в немощном, а в сильном, не в бесчестном, а в славном, не в душевном, а в духовном (1 Кор. 15, 43). "Подобает бо тленному сему облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в бессмертие... тогда будет слово написанное: пожерта бысть смерть победою" (1 Кор. 15, 53—54).

Когда и как это совершится, какое это будет "духовное" тело, мы узнаем об этом после второго Христова пришествия. Это тайна Божия и разум человека не может ее постигнуть. Достаточно нам знать, что Господь, сотворивший человека для жизни, уготовал верующим в Него те блага, которые находятся во свете лица Его. Но это блаженство сможет получить только тот, кто в этой жизни очистит свое сердце и будет служить Богу правдой и истиной во все дни жизни своей. Именно для таковых последователей Христовых будет открыта дверь спасительного ковчега Царствия Небесного.
https://www.glinskie.ru/biblio/shim/stz/stz21.html

Аватара пользователя
Ольга777
Сообщения: 2933
Зарегистрирован: 04 май 2009, 12:57
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Вопросы и ответы

Сообщение Ольга777 »

Что делать, если после смерти любимого человека я не вижу смысла жить дальше?
Я не вижу смысла моей жизни. Год назад погиб мой любимый человек, все вроде бы забылось и стало на свои места. Но в некоторые периоды меня одолевает тоска и постоянная депрессия. Единственное, чего я хочу, - это спокойно уснуть и больше никогда не просыпаться. Что мне делать?
Татьяна
менеджер
Винница


Уважаемая Татьяна, поступить можно очень по-разному, но если Вы сколько-нибудь осознаете себя верующим человеком, то при всем разнообразии выборов, которые сейчас есть перед Вами, важно не забывать одного главного. Если мы верим в Бога, то мы верим и в вечную жизнь. Если мы верим в вечную жизнь, то мы верим и в то, что смерть не есть окончательное расставание, но временная разлука. Если мы действительно любим тех, кто ушел уже в путь всея земли, то мы должны жить так, чтобы этой встречи с нашими любимыми быть достойными, чтобы не разлучиться с ними уже в Вечности, при конце нашего земного пути. А вот теперь для этого, чтобы душу свою привести в порядок и жить, а не доживать, воспринимать жизнь как дар Божий и как задачу, которая перед нами стоит, а не как десятилетия, которые нужно дотерпеть, надо бы начать с того, чтобы поднять себя с подушки, умыть лицо, не давать себе все время пребывать в мыслях об окончательности утраты – и идти на исповедь.

Аватара пользователя
Ольга777
Сообщения: 2933
Зарегистрирован: 04 май 2009, 12:57
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Вопросы и ответы

Сообщение Ольга777 »

В автомобильной аварии погиб мой племянник. В этой аврии он не был виноват, он всегда соблюдал правила, но ему навстречу выехал пьяный водитель и врезался в его машину. За свои 20 лет он никого не обидел, его все любили…

Мы хотим себе земного счастья, но пути Господни - не наши пути, и мысли Господни не наши мысли. Господь призвал Вашего племянника, потому что у него свой промысел о нем. Господь всегда забирает лучших людей. Значит и в его отношении Господь решил, что лучше ему быть там, чем здесь. Христианину нет причин чрезмерно скорбеть об отшедших. От чего отошел он? От этой жалкой жизни, с ее грязью, неправдой, насилием, и куда - в царство незаходимого света, где нет ни болезни, ни печали, где царствует истина и справедливость. Вы думаете, что если бы сейчас ему предложить вернутся на землю, он согласится? Думаю, нет. А то, что мы скорбим о том, что его сейчас с нами нет, по человечески понятно, но не более. Время течет как вода сквозь пальцы, еще немного и нас призовут туда же, и мы увидим друг друга. если конечно окажемся того достойны. Вот о чем надо заботится, это главное.

Аватара пользователя
Ольга777
Сообщения: 2933
Зарегистрирован: 04 май 2009, 12:57
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Вопросы и ответы

Сообщение Ольга777 »

Если смерть - следствие греховности человека, то почему праведники умирают быстрее грешников?
Христианство является религией спасения. Поэтому вопрос о смерти неотделим от главного вопроса каждого человека – достижения вечного блаженства в Царстве Небесном. Слово Божие говорит о жизни на земле как о благе, поэтому долголетие понимается как Божий дар. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле (Втор.30:19-20). Однако в Библии продолжительность жизни оценивается как относительное благо. Ценна жизнь только тогда, когда человек исполняет определенное Богом свое предназначение на земле. Когда он, следуя воли Божией и исполняя Его заповеди, обратил земную жизнь в благодатный спасительный труд и приготовляет себя постепенно к переходу к вечной блаженной жизни. И если он духовно созрел для Царства Небесного, то не только не смотрит на продолжительность своей жизни как на что-то желанное, а напротив хочет соединиться с Господом, ибо, живя в теле, мы подобны странникам на чужбине. Дом наш, Отечество наше не на земле, а на Небе – там, где Господь. Св. апостол Павел пишет к коринфянам: водворяясь в теле, мы устранены от Господа, – ибо мы ходим верою, а не видением, – то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое (2Кор.5:6-10).

Аватара пользователя
Ольга777
Сообщения: 2933
Зарегистрирован: 04 май 2009, 12:57
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Вопросы и ответы

Сообщение Ольга777 »

Здравствуйте. Почему Бог, желая спасти людей, посылает им болезнь, нужду, разные огорчения, страхи, какие-либо другие несчастья, — посылает с тем, чтобы напомнить о себе? Разве это справедливо? Почему я, к примеру, должна мучиться, если не помню грехов, которые совершила в молодости? Почему это для нас Божие благодеяние, не понимаю? Спаси, Господи.

Наталья

Отвечает иеродиакон Савва:
Господь посылает болезни и другие скорбные обстоятельства не для того, чтобы просто напомнить о Себе, а для того, что бы привести человека к покаянию, к исправлению, к обращению и изменению. Человек не может спокойно жить без Бога. Человек, живущий в грехе, не может не переживать скорбей, это заложено в природу человека. Ведь человек был создан для того, чтобы всегда быть с Богом. Скорби — зачастую наш единственный шанс, запутавшись в липкой паутине греха, все же прийти в себя, осознать свою греховность, обратиться к Богу, достичь радости общения с Ним.
Как говорит апостол Павел: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое… Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе…» (Рим. 2, 9-10). И Апостол говорит здесь не только о будущих воздаяниях. Он говорит о том, что делающий зло уже в этой жизни испытывает скорбь и тесноту, а делающий добро уже в этой жизни имеет радость и мир.
Теперь о справедливости. Если бы Господь воздавал нам все по справедливости, все мы должны были бы уже погибнуть за наши беззакония и грехи. Но справедливость без любви и милосердия жестока. А Господь есть Любовь, полная милосердия к нам. Поэтому он долготерпит, не воздает нам всегда по справедливости за наше зло, прощает, как только мы раскаиваемся в своих грехах, как любящий Отец с открытыми объятиями принимает всех, кто обращется к Нему.
https://www.iona.kiev.ua/qa/spirituality/illness/158/

Аватара пользователя
Ольга777
Сообщения: 2933
Зарегистрирован: 04 май 2009, 12:57
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Вопросы и ответы

Сообщение Ольга777 »

От кого идут все трудности и проблемы, от Бога или дьявола? Я где-то читал, что чем тяжелее твоя жизнь, чем больше у тебя проблем, тем больше тебя любит Бог. Насколько верно это утверждение?

Евгений

Отвечает иеродиакон Савва:
Не всегда. Если у пьяницы цирроз печени из-за алкоголизма, не думаю, что это знак особой печати благоволения Бога к нему. Бог любит каждого, любит больше, чем родная мать. Но кому сколько скорбей Он положит пережить в земной жизни — это Ему Одному известно. А смысл тех скорбей, которые встречаются в жизни конкретного человека, становится постепенно ясен для этого человека тогда, когда он встает на путь исполнения Божественных заповедей, на путь любви к Богу.
https://www.iona.kiev.ua/qa/spirituality/illness/333/

Аватара пользователя
Ольга777
Сообщения: 2933
Зарегистрирован: 04 май 2009, 12:57
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Вопросы и ответы

Сообщение Ольга777 »

Помогите, пожалуйста, советом. Недавно нашу семью постигло горе — трагически погиб мой брат. Он был некрещеным. Я молюсь о его душе в домашней молитве. Но меня еще очень волнует и тревожит душевное состояние моей матери. Она похоронила своего сына и теперь никак не может утешиться. Только после смерти сына она преодолела гордыню и вошла в Церковь (сама она крещеная). До этого же времени практически не уделяла время молитвам и другим христианским традициям. Подскажите, существует ли какая-нибудь молитва, которой я могу молиться за спасение души моей мамы, утоления ее печали и облегчения ее душевных мук и страданий? Как ей самой обрести смирение и успокоение?



Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик Архиерейского храма
в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали".

Утешить страдающего и скорбящего человека, конечно же, может только Господь, а также человек, живущий по Его заповедям, одна из которых гласит: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7). Вы совершенно правильно считаете, что главной заботой о родителях и выражением нашей любви к ним должна быть молитва, как проявление «милости» по отношению к тем, о ком мы молимся. Действительно, существуют специальные молитвы «детей о родителях», «о скорбящих», «о безутешных» и так далее, которые можно найти в «Молитвословах на всякую потребу». Однако не стоит забывать об общеупотребительных молитвах, таких как акафист Божией Матери, молитвы и акафисты наиболее почитаемым Вами и Вашей мамой святым.

Первый шаг к «обретению смирения» Вашей мамой уже сделан. Переступив порог храма, она, по Вашим словам, «преодолела гордыню». Важно, чтобы Вы смогли и в дальнейшем поддержать ее в этом «вхождении в Церковь», уделить ей максимум внимания именно в тех вопросах, которые касаются христианского взгляда на смерть, на страдания, а главное на источник утешения и успокоения — молитву. Для этого Вам потребуется много душевных и духовных сил, источником которых может стать только Церковь, ее таинства и личное молитвенное делание. Это не что-то исключительное, не род особых подвигов, а просто размеренная, правильная церковная духовная жизнь, которая подразумевает ежедневное домашнее молитвенное правило, регулярное посещение богослужений, посильную милостыню и помощь нуждающимся. Тогда есть надежда, что, видя в Вашем лице перед собой пример христианской жизни, Ваша мама скорее поймет самую суть христианства и обретет не только избавление от душевных мук, но и самое важное — спасение души.

Хорошо, что Вы не забываете молиться о Вашем погибшем брате. Однако, хотелось бы напомнить, что молитва о некрещеных — это совершенно особое явление в молитвенной жизни, которое должно быть подчинено определенным правилам. А правила таковы: молиться можно только келейной (домашней молитвой) и установленным молитвословием — молитвой Оптинских старцев «за некрещеных, умерших без покаяния и самоубийц»; эту молитву можно найти во многих молитвословах.

Аватара пользователя
Ольга777
Сообщения: 2933
Зарегистрирован: 04 май 2009, 12:57
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Вопросы и ответы

Сообщение Ольга777 »

9 мая 2004 года трагически погиб единственный десятилетний сын, добрый, светлый мальчик. В церкви мне сказали, что причина этой страшной смерти мои грехи. Но ведь все люди не без греха, что же значит, те, кого Господь наказывает так тяжко, самые страшные грешники? Как пережить эту боль?



Отвечает иеромонах Варфоломей, проректор по воспитательной работе
Саратовской Православной Духовной Семинарии.


Полагаю, что человек, который дал вам подобный ответ, не совсем понимает смысл христианства. Кем бы он ни был, сказать подобное, значит, взять на себя ответственность за все дальнейшие последствия этого ответа.

Может ли кто из людей проникнуть в тайну бытия физического мира? Наверное, нет. Тем более, намного сложнее понять и адекватно воспринять сложнейшую материю духовной жизни и пути Промысла Божия.

В истории мы знаем примеры, когда Сам Бог через святых людей открывал смысл того или иного случая в жизни вопрошающих, но ответ был основан на конкретном Божественном откровении, а не на собственных рассуждениях людей. Поэтому сегодня, во время духовного оскудения, вряд ли кто сможет вам дать исчерпывающий ответ. Возможно, ответ вы получите в течение вашей жизни, когда станете более зрелой в духовном плане и он будет полезен и душеспасителен для вас.

Да, безусловно, вы переживаете тяжелейшую скорбь. Главное не отчаивайтесь и не потеряйте веру в Бога и любовь к Нему. Помните, что Бог «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Поэтому все действия Бога, по отношению к нам необходимо рассматривать с точки зрения абсолютного блага.

Мы живем в безрелигиозном обществе. Для современного человека смерть является тяжелейшей трагедией. Напротив, для верующего это лишь переход в иную жизнь, к иному образ жития. Поэтому неверующего печалит сам факт смерти, а верующего беспокоит то нравственное состояние, в котором его настигла смерть. Постарайтесь понять это. Если, как вы утверждаете, ваш сын добрый и светлый, то, наверное, вы должны радоваться, что Бог взял его к Себе именно в таком душевном расположении. К тому же, этот факт должен и вас подвигнуть к совершенно иному образу жизни. Поскольку души матери и ребенка имеют глубокую духовную связь, то, соответственно, и вам необходимо жить чистой и непорочной жизнью. Необходимо принести полное раскаяние в тех грехах, которые лежат на вашей совести и мешают приблизиться к Богу. Молитесь за своего сына, а он, в свою очередь, там будет молиться и просить Бога за вас. Это и может послужить залогом вашей встречи в вечной жизни.

Радуга
Сообщения: 1942
Зарегистрирован: 16 ноя 2009, 22:56
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим

Re: Вопросы и ответы

Сообщение Радуга »

Вот допустим, человек жил праведной жизнью, его Господь Бог забрал в рай, а родственники его были грешники и все ушли в ад. Неужели эта душа будет радоваться в раю, зная что родственники мучаются лютыми пытками беса? Да и допустит ли это наш Господь? Я, например, безумно люблю своих родителей, не представляю себе жизни без них, хоть здесь, хоть там. И вообще тогда будет ли это рай там на небе, если ты будешь страшно мучаться от мысли что твои родственники там, в аду?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Прежде всего, решение этого богословского вопроса надо отделить от личных духовно-нравственных переживаний, потому что никто из людей никого не может считать погибшем. Участь каждого, даже прожившего жизнь греховно, для нас тайна. До Страшного Суда она не для кого окончательно не определена. В истории имеется много примеров, когда по молитвам Церкви и близких людей человек избавлялся от вечного осуждения. Св. мученик Уар, явившись Клеопатре, которая имела особое попечение о его святых останках, сказал ей, что умолил Бога отпустить грехи ее родственникам. Святитель Марк Эфесский пишет: «И нет ничего удивительного, если мы о них молимся, когда, вот, некоторые (святые) лично молившиеся о нечестивых, были услышаны; так напр. блаженная Фекла своими молитвами перенесла Фалкониллу из места, где нечестивые были держимы; и великий Григорий Двоеслов, как повествуется, - царя Траяна. Ибо Церковь Божия, отнюдь, не отчаявается в отношении таковых, и всем в вере усопшим, хотя бы они и были самыми грешными, вымоливает у Бога облегчение, как в общих, так и частных молитвах о них» (Слово второе об очистительном огне). Упомянутый в цитате император Траян (98 - 117) был незаурядным по своим военно-стратегическим и административным дарованиям правителелем, но находился в плену языческих заблуждений. С его именем связано третье гонение на христиан.

Возможно ли богословское решение вопроса, который поставлен в Вашем письме? Да, вопрос этот разрешается на путях веры. Многие святые отцы раннего периода Церкви пришли к христианству уже взрослыми. Их родители и другие ближайшие родственники не были членами Церкви. Казалось бы, что они, чуткие к реальным проблемам жизни и спасения близких им людей, должны были глубоко переживать это. Но в их творениях много говорится именно о нескончаемой радости соединения с Богом. Объяснить это можно легко: они не ставили вопросы отвлеченно, а во всем доверяли Богу. Верили в безграничное милосердие Божие и воспринимали как непреложные истины слова Священного Писания, которые говорят о вечном блаженстве в Царстве Небесном: «и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис.35:10). И мы должны вслед за ними стяжать полноту веры и не сомневаться, что всеблагой, премудрый и всемогущий Господь устроит именно так, как открыл нам в Своем Слове.

https://www.pravoslavie.ru/answers/6344.htm
Для надежды граница возможна - Невозможна для веры она.

Ответить

Вернуться в «Вечные вопросы, на которые мы ищем ответ»