Обсуждение или осуждение - диалог или грех?
- Natasha78
- Сообщения: 2727
- Зарегистрирован: 13 окт 2012, 22:39
- Пол: жен.
- Вероисповедание: Православие
- Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь
Обсуждение или осуждение - диалог или грех?
Девочки, позвольте и мне тоже свое мнение написать. Уж больно тема, важная и многогранная, как мне кажется. По-поводу мыслей и суждений, которые мы постоянно допускаем, и которые считаются греховными…
Мне кажется, что не осуждать совершенно никого и никогда невозможно. Это заложено в природе человека. На то нам и дано понятие о морали. Мы осуждаем сами себя, почему же тогда нельзя осуждать окружающих. И как жить в обществе, где отсутствует порицание…
При этом мы осуждаем кого-то, чего-то невольно, ведь в нашей душе Богом заложено понятие что хорошо, и что плохо. И что толку постоянно каяться в этом, мы ведь все равно будем осуждать хотя бы непроизвольно. Да и где та точка, критерий, по-которому можно чего-то значительное осудить, а в чем-то незначительном даже в мыслях не подумать, что это плохо…
А у каждого из нас ведь есть еще и субъективное восприятие, опыт, на основании которого мы допускаем возможным осудить именно этот поступок, чье-то поведение а другой не осудить…
Мы осуждаем ( подвергаем собственному суду) чужое мнение постоянно, отстаивая свое мнение, свое суждение, как например даже сейчас, ведя эту дискуссию.
Другое дело, если твоя душа по-природе, данной Богом, добра, тогда осуждая, ты не будешь жестоким в этом осуждении, т.е. не будешь категорично думать о чем-то, ведь помимо общепринятой морали, заложенной в нашей душе Богом, а также нашего собственного мировосприятия, есть еще и такие качества души как милосердие, сострадание, стремление понять. Вот эти качества у нас в разной степени развиты. И если они совсем не развиты, тогда человек думает и ведет себя так, как например сотрудница церкви, которая однозначно сделала вывод о том, что моя мама грешница только на основании того, что она внезапно ушла… Я уже писала об этом, о том, как обжег меня ее жестокий взгляд. Глаза- зеркало души… А ведь, она наверное, считает, что правильно себя ведет потому, что регулярно исповедуется.
Вот пишу и думаю, наверное можно решить, что я и написав это, кого-то хочу осудить, однако отчасти получается и так, поэтому искренне прошу прощения. Но главное, и это правда, я хочу понять истину. Еще и потому, что хочу знать насколько сильно мы грешили с мамой, когда обсуждали например, телепередачи, новости, современную моду или какие-то события.
Мне кажется, что не осуждать совершенно никого и никогда невозможно. Это заложено в природе человека. На то нам и дано понятие о морали. Мы осуждаем сами себя, почему же тогда нельзя осуждать окружающих. И как жить в обществе, где отсутствует порицание…
При этом мы осуждаем кого-то, чего-то невольно, ведь в нашей душе Богом заложено понятие что хорошо, и что плохо. И что толку постоянно каяться в этом, мы ведь все равно будем осуждать хотя бы непроизвольно. Да и где та точка, критерий, по-которому можно чего-то значительное осудить, а в чем-то незначительном даже в мыслях не подумать, что это плохо…
А у каждого из нас ведь есть еще и субъективное восприятие, опыт, на основании которого мы допускаем возможным осудить именно этот поступок, чье-то поведение а другой не осудить…
Мы осуждаем ( подвергаем собственному суду) чужое мнение постоянно, отстаивая свое мнение, свое суждение, как например даже сейчас, ведя эту дискуссию.
Другое дело, если твоя душа по-природе, данной Богом, добра, тогда осуждая, ты не будешь жестоким в этом осуждении, т.е. не будешь категорично думать о чем-то, ведь помимо общепринятой морали, заложенной в нашей душе Богом, а также нашего собственного мировосприятия, есть еще и такие качества души как милосердие, сострадание, стремление понять. Вот эти качества у нас в разной степени развиты. И если они совсем не развиты, тогда человек думает и ведет себя так, как например сотрудница церкви, которая однозначно сделала вывод о том, что моя мама грешница только на основании того, что она внезапно ушла… Я уже писала об этом, о том, как обжег меня ее жестокий взгляд. Глаза- зеркало души… А ведь, она наверное, считает, что правильно себя ведет потому, что регулярно исповедуется.
Вот пишу и думаю, наверное можно решить, что я и написав это, кого-то хочу осудить, однако отчасти получается и так, поэтому искренне прошу прощения. Но главное, и это правда, я хочу понять истину. Еще и потому, что хочу знать насколько сильно мы грешили с мамой, когда обсуждали например, телепередачи, новости, современную моду или какие-то события.
И даже за гранью смертельного круга
Я знаю с тобой не расстанемся мы
Мы эхо, мы долгое эхо друг друга…
Я знаю с тобой не расстанемся мы
Мы эхо, мы долгое эхо друг друга…
- ежик
- Друзья
- Сообщения: 7066
- Зарегистрирован: 28 май 2013, 17:08
- Пол: жен.
- Вероисповедание: Православие
- Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь
Re: Обсуждение или осуждение - диалог или грех?
Умничка)) Я много лет провела в форумных сражениях по историческим фактам. Но там мы фехтовали, имея на руках хоть какие-то обозначенные данные. Здесь же, в этой области - каждый дилетант. Причем, каждый пришел именно за помощью, а не просто развивать навыки троллизма. Осуждать кого-либо тут - неприемлимо, ибо здесь - все равны. И опыт пребывания в потусторонней жизни - нулевой. Нам критерии "хорошести" неведомы. Пока я лично наощупь определила, что таким критерием является искренность. Если человек пишет от души, то осуждать его - точно грех, что бы он не написал. Может, и я ошибаюсь)))
Вышел из комы ночью,
Там где храм на крови без крова.
Капельницы в клочья,
Жить начинаю снова
Прошу помолиться за моего мужа https://www.memoriam.ru/forum/viewtopic. ... 41&t=17493
Там где храм на крови без крова.
Капельницы в клочья,
Жить начинаю снова
Прошу помолиться за моего мужа https://www.memoriam.ru/forum/viewtopic. ... 41&t=17493
-
- Друзья
- Сообщения: 4775
- Зарегистрирован: 14 ноя 2011, 02:52
- Пол: жен.
- Вероисповедание: Православие
- Цель пребывания на форуме: Получил помощь, теперь хочу помогать другим
Re: Обсуждение или осуждение - диалог или грех?
Нам батюшка объяснял, что осудить можно грех, но не человека. В это и есть самое сложное. Разделить:"мухи-отдельно, котлеты - отдельно". Честно скажу, у меня ещё плохо получается.
Хотя, думаю, даже осознание того, что я что-то делаю не так - уже шаг в правильном направлении. Исправить "рефлексы", накопленные в течении жизни, в одну минуту не удастся. Но есть над чем работать.
Хотя, думаю, даже осознание того, что я что-то делаю не так - уже шаг в правильном направлении. Исправить "рефлексы", накопленные в течении жизни, в одну минуту не удастся. Но есть над чем работать.
И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло (Откровение 21: 4)
- Елена137
- Администратор
- Сообщения: 29126
- Зарегистрирован: 12 авг 2010, 07:55
- Пол: жен.
- Вероисповедание: Православие
- Цель пребывания на форуме: Получил помощь, теперь хочу помогать другим
Re: Обсуждение или осуждение - диалог или грех?
Друзья, хочу напомнить с каких высказываний началась эта тема, чтобы не потерять нить разговора.
Алёнка-Алёнушка писал(а):Здравствуйте, Натка! То, что Вы описали, каждый человек делает из дня в день, всё это Вы свели к обычным "кухонным" женским разговорам, к тому, что женщины любят всегда что-то обсудить новый костюм, куртку, юбку подруги... И, о,да, наверное это идёт и с осуждением, так как у каждой из нас свои личные вкусы и пристрастия в одежде, в еде, машинах и т.д. И тупые передачи мы смотрим каждый день Но, Наточка, дорогая! Это же такая мелочь и если бы это был грех, за который Бог бы наказывал, то в нашем с Вами окружении каждый бы день что-нибудь нехорошее случалось... (тьфу-тьфу, не дай Бог!) Но я поняла Вашу мысль, которая, в основном касается плохих помыслов и осуждения! Плохие помыслы - да... Это грех! Касательно осуждения на бытовом уровне, ну, извините, это просто смешно))) Кто-то с Вами в чём-то не согласился, с кем-то Вы не согласились и да - осудили, покритиковали точку зрения своего оппонента или он Вашу. А где здесь грех? Наточка, всё это называется одним словом - ЖИЗНЬ!Натка писал(а): Оказывается я изо дня в день допускаю мелкие пакости… мыслишки в отношении людей, в отношении близких, критикую, а как хочется порой поделится увиденным в другом человеке, и тут уж легко перейти грань сплетни и осуждения, я вспомнила такой вал поганых дел за собой в прошлых, таких мелких делишек и от этого таких гадостных. Я не посыпаю голову пеплом, я не собираюсь страдать гордыней в обратную сторону... Типа вот я какая плохая, НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ! Встречала и таких людей. Здесь я как раз адекватна, но то что мы позволяем делать себе в течении каждого дня, типа.. подумать с мелким осуждением о ком то, поговорить о ненужном, посмотреть тупую передачу, вместо того чтобы заняться чем то духовным, не заступится на улице за какого-нибудь пьяницу, разозлится в конце концов, не порадоваться красивому пейзажу из окна, а посетовать на жизнь, не помолится в конце концов нормально...
Мама Влада писал(а):Это не мелочи. Это действительно - грех. Да, не смертный. Но эти мелкие грешки мешками грязи оседают в нашей душе. Попробуйте не вытирать пыль неделю, потом две, три... Следуя вашим рассуждениям - ничего страшного. Это же не комья грязи, это всего лишь пыль... Так может и убирать не надо?Алёнка-Алёнушка писал(а): ...женщины любят всегда что-то обсудить новый костюм, куртку, юбку подруги... И, о,да, наверное это идёт и с осуждением, так как у каждой из нас свои личные вкусы и пристрастия в одежде, в еде, машинах и т.д. И тупые передачи мы смотрим каждый день Но, Наточка, дорогая! Это же такая мелочь и если бы это был грех...
Даже если нам кажется, что нет уже никаких шансов, то есть еще шанс, что они появятся.
- ежик
- Друзья
- Сообщения: 7066
- Зарегистрирован: 28 май 2013, 17:08
- Пол: жен.
- Вероисповедание: Православие
- Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь
Re: Обсуждение или осуждение - диалог или грех?
Лена, думаете, Вы прояснили ситуацию? Например, я - чем больше погружаюсь, тем чаще вспоминаю Сократа:"Я знаю, что ничего не знаю". Могу резюмировать, что девочки, в принципе, говорят об одном и том же, только "в профиль и в анфас". Ссориться тут не о чем.
Для нас, живых людей, должны быть и прижизненные как бы критерии "хорошего человека", мягко выражаясь, усредненные. Выше головы прыгать не стоит: обычный мещанин с фикусом, с телевизором, с походами семьи на шашлыки 1 Мая. Этого достаточно. Иначе бы Бог просто бы не набрал в "свою армию" праведников среди такой массы грешников. Не верю, что кто-то думает иначе: что именно богоборцу с Большой буквы достается большая часть народа, заселяющего Землю. Конечно, это не отменяет стремления к лучшему, которое периодически настигает равно, как и бомжа-алкаша, так и фикусного мещанина. Богему пока обойду стороной, ибо это - люди зоны рискованной "страховки".
Для нас, живых людей, должны быть и прижизненные как бы критерии "хорошего человека", мягко выражаясь, усредненные. Выше головы прыгать не стоит: обычный мещанин с фикусом, с телевизором, с походами семьи на шашлыки 1 Мая. Этого достаточно. Иначе бы Бог просто бы не набрал в "свою армию" праведников среди такой массы грешников. Не верю, что кто-то думает иначе: что именно богоборцу с Большой буквы достается большая часть народа, заселяющего Землю. Конечно, это не отменяет стремления к лучшему, которое периодически настигает равно, как и бомжа-алкаша, так и фикусного мещанина. Богему пока обойду стороной, ибо это - люди зоны рискованной "страховки".
Вышел из комы ночью,
Там где храм на крови без крова.
Капельницы в клочья,
Жить начинаю снова
Прошу помолиться за моего мужа https://www.memoriam.ru/forum/viewtopic. ... 41&t=17493
Там где храм на крови без крова.
Капельницы в клочья,
Жить начинаю снова
Прошу помолиться за моего мужа https://www.memoriam.ru/forum/viewtopic. ... 41&t=17493
-
- Друзья
- Сообщения: 4775
- Зарегистрирован: 14 ноя 2011, 02:52
- Пол: жен.
- Вероисповедание: Православие
- Цель пребывания на форуме: Получил помощь, теперь хочу помогать другим
Re: Обсуждение или осуждение - диалог или грех?
Сейчас на "Азбуке" нашла такое определение осуждения:
Полностью статья здесь https://azbyka.ru/dictionary/14/osugdenie-all.shtml
Оказывается, что всё далеко не так безобидно, как кажется на первый взгляд...Осуждение – уничижающее мнение (суждение) о ближнем, пристрастно исследующее его недостатки.
Осуждение считается видом гордости и рассматривается как один из тягчайших грехов.
Полностью статья здесь https://azbyka.ru/dictionary/14/osugdenie-all.shtml
И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло (Откровение 21: 4)
-
- Друзья
- Сообщения: 4775
- Зарегистрирован: 14 ноя 2011, 02:52
- Пол: жен.
- Вероисповедание: Православие
- Цель пребывания на форуме: Получил помощь, теперь хочу помогать другим
Re: Обсуждение или осуждение - диалог или грех?
На Правмире нашла замечательную статью по нашей теме.Есть над чем поразмышлять.
Осуждение: трудные вопросы
Мы продолжаем публикацию бесед схиархимандрита Авраама (Рейдмана), духовника Ново-Тихвинского женского монастыря и Свято-Косьминской пустыни. В этой беседе речь пойдет о том, как правильно понимать заповедь о неосуждении ближнего.
Всем нам известна заповедь: «Не судите, да не судимы будете». Но у многих это повеление Спасителя вызывает недоумение: «Разве это возможно? Как тогда различать, кто поступает хорошо, а кто — плохо? Как быть судьям, чья профессия — именно судить и осуждать? Менять род деятельности?» Попробуем разобраться.
Мне кажется, что лучше и подробнее всего эта заповедь раскрыта в Евангелии от Луки. «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам» (Лк. 6, 37–38).
«Не судите, и не будете судимы». Лучше всего вообще не судить о другом человеке, тем более о том, который не имеет к нам никакого отношения. Мы часто даже не замечаем, насколько поддаемся этому пороку — оценивать все и всех.
Конечно, чаще всего наша оценка бывает просто неправильной: мы не знаем ни внутренней жизни того или иного человека, ни обстоятельств его жизни, да и наши собственные страсти искажают в наших глазах действительность. А главное, судя о ком-то, мы очень быстро скатываемся в осуждение, как сказал о том Иов Многострадальный: «Суждение и осуждение — близки».
Однако бывают ситуации, когда не судить невозможно, — нужно разобраться в том или ином обстоятельстве, том или ином человеке: своем подчиненном, духовном сыне или дочери, каких-то соблазнах и людях, которые нас искушают. Поэтому мы бываем вынуждены рассуждать, но должны остерегаться осудить: «Не осуждайте, и не будете осуждены».
Если все-таки судите, то, по крайней мере, не осуждайте. Эта заповедь ограничивает крайнюю наклонность человека к осуждению. Мы, не видя своих страстей, часто осуждаем других даже за те грехи и страсти, от которых страдаем сами. А уж за те пороки, которых в нас нет, осуждаем с особой жестокостью.
Например, человек трудолюбивый, но жадный, будет осуждать ленивого: мол, вот бездельник, ничего у него за душой нет. Он не видит того, что сам трудится только ради своего блага, ни с кем не хочет поделиться. Другой, скажем, развратник, но по характеру добрый, будет осуждать людей целомудренных, но, может быть, несколько жестких. Своего же разврата он не замечает и считает, что это вообще пустяк.
Страсть осуждения, когда мы с ней не боремся, может совершенно исказить в наших глазах реальность — до такой степени, что мы будем видеть то, чего и в помине нет.
Прекрасный пример этого приводит преподобный авва Дорофей. Один монах увидел, что некий брат приступает ко святому причащению, поев перед этим фруктов в саду. Монах рассказал об этом игумену, и тот отозвал брата в сторону, когда он подходил к Чаше. Игумен расспросил брата, и выяснилось, что того до литургии не было не только в саду, но даже и в обители, так как эконом посылал его в деревню по какому-то делу. Поэтому мы должны постоянно внимать себе, чтобы не поддаваться пагубной привычке осуждать.
Но может случиться так, что мы вынуждены будем и осудить. Например, праведный Иоанн Кронштадтский осуждал Льва Толстого — так откровенно и заявлял: «Я его решительно осуждаю». Я даже удивился такой его прямоте и дерзости.
Но святой говорил так, потому что любил Церковь Божию, которую хулил этот человек. Да, Толстой был великим писателем, но вместе с тем — страшным врагом Церкви, растлившим целое поколение, в особенности интеллигенцию.
Однако если отец Иоанн осуждал Льва Толстого, то это не значит, что он его ненавидел. Если бы он мог что-нибудь сделать для спасения этого человека, он бы, конечно, это сделал. И такую попытку, правда, окончившуюся неудачей, предприняли другие люди — оптинские подвижники. Надо думать, что и отец Иоанн, если бы к тому времени был еще жив (он скончался двумя годами раньше), поступил бы подобным образом.
Осуждение Толстого было справедливым, поскольку его нельзя было отделить от созданного им учения; собственно, оно даже название получило по его имени — толстовство. По этой же причине святые отцы проклинали еретиков на соборах.
Когда я читал «Деяния Вселенских соборов», то меня поразил такой факт. Известно, что Феодорит Кирский во время III Вселенского собора вел себя, скажем мягко, недостаточно православно, защищал ересиарха Нестория и резко критиковал святителя Кирилла Александрийского. Впоследствии блаженный Феодорит примирился с православием, и когда начались монофизитские брожения, стал одним из активных борцов с этой ересью, можно сказать героем IV Вселенского собора. Но святые отцы помнили, что он по недоразумению прежде защищал Нестория, и стали требовать от Феодорита, чтобы он проклял этого еретика.
Отцы Собора говорят ему: «Скажи: „Анафема Несторию!“», а он пытается оправдываться: «Я никогда не был еретиком!» Но только он начинает объяснять свою позицию, как они прерывают его: «Мы не хотим тебя слушать, скажи: „Анафема Несторию!“»; а он опять старается оправдаться. Наконец в зале Собора стали раздаваться восклицания: «Феодорит несторианин! Он еретик!» Тогда он понял, что иначе нельзя, как только сказать: «Анафема Несторию!»
Отсюда мы делаем вывод. Либо то, что произошло на IV Вселенском соборе, плохо, и Феодорита напрасно вынудили осудить Нестория, вместо того чтобы дать ему возможность высказать свои взгляды и доказать свое православие, либо в этом эпизоде есть особенный смысл и через отцов Собора действовал и их устами выражал истину Сам Дух Святой.
Выходит, что, когда я говорю: «Этот человек — еретик», или: «Анафема Несторию!» — в этом нет греха осуждения. Блаженный Феодорит не согрешил, осуждая Нестория. И праведный Иоанн Кронштадтский не согрешил, осуждая Льва Толстого.
Итак, под словами «Не осуждайте» имеется в виду: не осуждайте так, чтобы это являлось грехом.
Бывают случаи, когда не осудить невозможно, и если мы в подобных ситуациях не осудим, то тогда как раз согрешим. Если бы блаженный Феодорит не осудил Нестория, то его, несмотря на заслуги перед православием, предали бы анафеме вместе с Несторием. И так можно сказать про всякого из нас: если мы не будем осуждать еретиков, не будем осуждать богохульников, не будем осуждать врагов Церкви, не будем осуждать развратников (именно как носителей и распространителей разврата), то получится, что мы их оправдываем.
Поэтому Евангелие далее предлагает: «Не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете». Если все-таки невозможно не осудить, тогда, по крайней мере, прощайте этим людям, внутренне не держите на них зла.
Наверное, кому-то покажется странным: как это — осудить, если Евангелие прямо заповедует «Не осуждайте». Часто нам представляется, что Евангелие состоит только в заповеди любить, которую мы притом понимаем очень узко.
Но для чего, например, в Церкви существует сборник правил, то есть законов для суда над провинившимися клириками и мирянами? Для того, чтобы тех или иных людей осуждать за их нарушения. Но это не греховное осуждение, а та самая Божественная любовь, которая простирается к каждому человеку и которую мы интерпретируем применительно к тем или иным обстоятельствам.
Евангелие не состоит всего из нескольких слов — «нужно всех любить», в нем говорится и о многом другом. Поэтому не нужно видеть противоречие Евангелию в том, что в некоторых случаях суд необходим. Как, например, духовник сможет не судить тех, кто у него исповедуется и кается? Как судья или начальник должен исполнять свои обязанности?
Хочу напоследок сделать важную оговорку. Да, нам необходимо знать о степенях позволительного суда и осуждения, но не будем искать в этом оправдания своим страстям. В подавляющем большинстве случаев нам надо стараться именно не судить и не осуждать, и тогда Господь не осудит и нас.
Все, наверное, знают случай из отечника о монахе, который никого не осуждал. Жил он довольно нерадиво, но когда умер и демоны представили ему свиток с множеством его грехов, то он воскликнул: «Господи! Ты сказал: “Не судите, да не судимы будете”. Вот, я за всю жизнь никого не осудил». И тотчас все его грехи со свитка исчезли. Этого монаха ввела в рай одна только добродетель неосуждения. И если мы будем ей прилежать, то она введет в небесные обители и нас.
***
Вопрос. Как из рассуждения о том или ином человеке не впасть в осуждение?
Ответ. Это очень трудно, а без содействия Божественной благодати, можно сказать, невозможно. Только благодать позволяет судить о человеке трезво и при этом его не осуждать. Поэтому надо молиться, просить у Бога помощи и по мере сил понуждать себя к исполнению этой заповеди. Но вместе с тем, если судить о чем-то — наша обязанность, то надо это делать, даже если мы не бесстрастны. Пусть мы, рассуждая о проступках наших детей, осудим их и накажем, но зато дадим им понять, что хорошо, а что плохо. И лучше нам, в случае необходимости, осудить и наказать провинившихся подчиненных, чем разрушить дело, которое нам поручено.
В каждом случае придется думать: есть ли необходимость рассуждать о том или ином обстоятельстве и человеке? Потому что если мы начнем рассуждать, то едва ли избежим осуждения. Но по крайней мере не будем осуждать без нужды — и это уже очень высоко.
***
Вопрос. Моя тетушка, приходя к нам в гости, часто жалуется на невестку и на сына-алкоголика. Ее жалобы кажутся справедливыми, и мы вместе с ней возмущаемся. Но, получается, она осуждает? И мы в этом участвуем?
Ответ. Да, я думаю, что эти разговоры ни к чему. Они ничего не принесут, не помогут ни этой тетушке, ни ее семье, ни этому бедному алкоголику. Поэтому в таких случаях либо надо вовсе молчать, как бы не касаться этого, либо, если ты хочешь помочь, — молиться.
Но чтобы молиться за падших людей, надо иметь благодать, иначе мы можем взять на себя искушения и скорби, которые выше нашей силы.
Словом, надо либо как-то помогать, либо, по крайней мере, не вредить. А участвуя в злословии, мы лишь еще больше умножаем грех.
***
Вопрос. Как не осуждать человека, который пришел в храм нетрезвым? Уместна ли здесь снисходительность, не будет ли это потворством страсти?
Ответ. Я расскажу такой случай. Один мой знакомый работал в храме, был кем-то вроде дневного сторожа. Однажды в храм пришел парень, пьяный вдребезги, встал перед иконой Божией Матери, начал плакать, что-то кричать… Кажется, у него мама была больна раком.
А все это происходило во время богослужения, и моему знакомому сказали выкинуть этого парня из церкви. Но он отнесся к тому снисходительно и человеколюбиво, тихонько его вывел, стал с ним беседовать, хотя тот, повторю, был порядочно пьян. Впоследствии они стали встречаться, в результате мой знакомый обратил этого человека к вере, он стал православным христианином, а через несколько лет — и священником.
Поэтому не нужно стричь всех под одну гребенку и огульно осуждать. Может быть, у человека какое-то несчастье, или он просто на именинах выпил лишнюю рюмку. Но если он ведет себя нагло, хулиганит, кощунствует — это, конечно, другое дело.
Должно быть некоторое снисхождение, но и благоразумие тоже. Впрочем, от внутреннего осуждения лучше храниться и в этом случае.
***
Вопрос. Мне иногда кажется, что люди, подверженные одинаковой страсти, похожи друг на друга, страсть как бы накладывает отпечаток на лица. Нет ли в этом осуждения?
Ответ. Лучше подобными наблюдениями не увлекаться, а то будешь ходить и говорить людям: «Вот ты — гордый. И ты гордый, и ты гордый: у вас на лицах одинаковые отпечатки».
Мы должны стараться в каждом человеке, даже в самом опустившемся, видеть образ Божий. Истинное христианство в том и состоит, чтобы не замечать в ближнем ничего плохого.
Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что он сподобился видеть лица своих врагов как лица ангелов Божиих. Он смотрел на своего врага, клеветника, и видел его лицо сияющим, как у ангела. Почему? Потому ли, что тот на самом деле был ангелоподобным? Нет, но потому, что благодать Божия ослепляет христианина в том смысле, что лишает его зрения чужих грехов.
Исключение в этом смысле составляют, может быть, духовники. Им, так сказать, поневоле приходится разбираться в человеческих грехах, но не ради осуждения, а ради помощи ближним. Духовник похож на хирурга. Хирург, который вынужден разрезать человеческое тело и перебирать его внутренности, делает это не ради своего удовольствия, а ради того, чтобы помочь человеку избавиться от болезни.
Вообще всем христианам, наоборот, надо стремиться ничего в человеке не видеть, не рассматривать, какая страсть изображается у него на лице: гордость или гнев. Нужно думать: все хорошие, кроткие, все ангелы Божии, все вокруг меня святые, один я грешник.
Конечно, невозможно приобрести такое отношение ко всем людям собственными усилиями, только действие благодати может сделать человека способным на это. Но общее наше расположение должно быть именно таково.
И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло (Откровение 21: 4)
- Natasha78
- Сообщения: 2727
- Зарегистрирован: 13 окт 2012, 22:39
- Пол: жен.
- Вероисповедание: Православие
- Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь
Re: Обсуждение или осуждение - диалог или грех?
Если осуждение большой грех, почему тогда, например, служители церкви и верующие так нетерпимы были и осудили действия одной известной группы, члены которой надругались( и по-моему собственному мнению это безобразие иначе не назовешь) над чувствами православных в Храме Христа Спасителя? Моя мама тогда тоже с осуждением высказывалась о таком поведении. Выходит это высказывание ее еще один грех. И мой тоже?
Если никого не осуждать, может тогда в нашем обществе, многие члены которого в последние годы повернулись лицом к церкви, к вере, вообще отменить многие виды ответственности за совершенные проступки, тем более если они не такие уж значительные ???
Еще, как мне кажется, чем более человек сам чист душой, тем меньше недостатков у других он видит. Но абсолютно чистых, святых людей очень мало. Поэтому во всем должен быть разумный предел. И в этом вопросе тоже. Совсем не осуждать не получится. Потому, что в душе все равно будут возникать какие-то эмоции. Правда можно их не выражать вслух, но ведь они уже возникли. Главное, по-моему, осуждать кого-либо без злобы и злорадства… А самое главное быть самоткритичным…
И есть ли вообще такие, кто никогда не осуждал ... согласна с Олей ( Ежиком)Иначе бы Бог просто бы не набрал в "свою армию" праведников среди такой массы грешников.
Пока писала, повилось письмо мамы Влада, в котором ссылка на статью Осуждение: трудные вопросы
Понравилось все, что пишет архимандрит Авраама (Рейдмана) Спасибо за хорошую ссылку..
Если никого не осуждать, может тогда в нашем обществе, многие члены которого в последние годы повернулись лицом к церкви, к вере, вообще отменить многие виды ответственности за совершенные проступки, тем более если они не такие уж значительные ???
Еще, как мне кажется, чем более человек сам чист душой, тем меньше недостатков у других он видит. Но абсолютно чистых, святых людей очень мало. Поэтому во всем должен быть разумный предел. И в этом вопросе тоже. Совсем не осуждать не получится. Потому, что в душе все равно будут возникать какие-то эмоции. Правда можно их не выражать вслух, но ведь они уже возникли. Главное, по-моему, осуждать кого-либо без злобы и злорадства… А самое главное быть самоткритичным…
И есть ли вообще такие, кто никогда не осуждал ... согласна с Олей ( Ежиком)Иначе бы Бог просто бы не набрал в "свою армию" праведников среди такой массы грешников.
Пока писала, повилось письмо мамы Влада, в котором ссылка на статью Осуждение: трудные вопросы
Понравилось все, что пишет архимандрит Авраама (Рейдмана) Спасибо за хорошую ссылку..
И даже за гранью смертельного круга
Я знаю с тобой не расстанемся мы
Мы эхо, мы долгое эхо друг друга…
Я знаю с тобой не расстанемся мы
Мы эхо, мы долгое эхо друг друга…
- ежик
- Друзья
- Сообщения: 7066
- Зарегистрирован: 28 май 2013, 17:08
- Пол: жен.
- Вероисповедание: Православие
- Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь
Re: Обсуждение или осуждение - диалог или грех?
Практически уверена, что осуждение окружающих является частью других больших грехов - недовольства собою и нездорового азарта. Как там сказано: "возлюби ближнего, как самого себя"? Ключ к сему - сначала попробуй возлюбить себя, а второе без первого никак не получится. Значит, задача человека - работа над собой, в первую и, кстати, в последнюю очередь. Людям, болезненно прошедшим этапы самосовершенствования, каждый из которых оставил на нем зарубки, легко разглядеть в "ближнем" такие же попытки и понять, что с ним происходит. Более совершенный человек никогда не будет насильно кого-то "тащить в рай". Любое насилие вызывает противление. Это естественно , и это все знают. Паче того, принуждение может сбить человека начинающего путь к самопознанию с прямой дорожки.
Первый признак начала самосовершенствования - сомнение. Сомнение - двигатель прогресса! Что сейчас явно прослеживается у нашей Аленушки. Она задает вопросы. Процес запущен. Как дети познают мир? Они становятся почемучками. Они ищут ответа у старших, или их учит жизнь. Но вряд ли вопрос "откуда идет дождь" почемучке толково разъяснит ровесник.
В той же православной церкви никого не принято уговаривать креститься. Пока у человека не созреет собственное устойчивое желание, приходить со скальпелем в его сознание, строго запрещено.
И, признаться, всегда уважала людей, которые умеют задавать вопросы про всё сущее, не стесняясь выглядеть неумно в глазах окружающих. Считаю неверным, что даже Библия - конечная инстанция: прочитал- принял на веру - успокоился на всю жизнь, перебирая постулаты, как заношенные четки. Вопросы должны быть, иначе сознание хиреет и костенеет, даже в такой благодатной форме - Вере. Не для того человеку дано любопытство и стремление все познать на своей шкуре. Мысль носится в воздухе, поймать и уложить ее в собственную голову может только сам человек. Или не может. Думаю, в этом критерий зрелости души, а не в количестве зазубренных цитат из поучений Великих. Мне кажется, что именно это будет оценено, как заслуга, а ничто иное. Могу ошибаться, конечно.
Первый признак начала самосовершенствования - сомнение. Сомнение - двигатель прогресса! Что сейчас явно прослеживается у нашей Аленушки. Она задает вопросы. Процес запущен. Как дети познают мир? Они становятся почемучками. Они ищут ответа у старших, или их учит жизнь. Но вряд ли вопрос "откуда идет дождь" почемучке толково разъяснит ровесник.
В той же православной церкви никого не принято уговаривать креститься. Пока у человека не созреет собственное устойчивое желание, приходить со скальпелем в его сознание, строго запрещено.
И, признаться, всегда уважала людей, которые умеют задавать вопросы про всё сущее, не стесняясь выглядеть неумно в глазах окружающих. Считаю неверным, что даже Библия - конечная инстанция: прочитал- принял на веру - успокоился на всю жизнь, перебирая постулаты, как заношенные четки. Вопросы должны быть, иначе сознание хиреет и костенеет, даже в такой благодатной форме - Вере. Не для того человеку дано любопытство и стремление все познать на своей шкуре. Мысль носится в воздухе, поймать и уложить ее в собственную голову может только сам человек. Или не может. Думаю, в этом критерий зрелости души, а не в количестве зазубренных цитат из поучений Великих. Мне кажется, что именно это будет оценено, как заслуга, а ничто иное. Могу ошибаться, конечно.
Вышел из комы ночью,
Там где храм на крови без крова.
Капельницы в клочья,
Жить начинаю снова
Прошу помолиться за моего мужа https://www.memoriam.ru/forum/viewtopic. ... 41&t=17493
Там где храм на крови без крова.
Капельницы в клочья,
Жить начинаю снова
Прошу помолиться за моего мужа https://www.memoriam.ru/forum/viewtopic. ... 41&t=17493
- Ирина 17
- Администратор
- Сообщения: 18967
- Зарегистрирован: 19 май 2011, 09:46
- Пол: жен.
- Вероисповедание: Православие
- Цель пребывания на форуме: Получил помощь, теперь хочу помогать другим
Re: Обсуждение или осуждение - диалог или грех?
Наташа, все верно если мы действительно ведем речь именно об осуждении.Natasha78 писал(а):По-поводу мыслей и суждений, которые мы постоянно допускаем, и которые считаются греховными…
Мне кажется, что не осуждать совершенно никого и никогда невозможно. Это заложено в природе человека. На то нам и дано понятие о морали. Мы осуждаем сами себя, почему же тогда нельзя осуждать окружающих. И как жить в обществе, где отсутствует порицание…
А вот критерий как раз есть и присутствует. Иначе действительно невозможно РАЗЛИЧИТЬ такие понятия как:Natasha78 писал(а): Да и где та точка, критерий, по-которому можно чего-то значительное осудить, а в чем-то незначительном даже в мыслях не подумать, что это плохо…
-осуждение
-рассуждение
-обличение ( это то что вы называете обсуждением)
В жизненных ситуациях мы оказываемся дезориентированы. только потому что "слепы" к внутренним мотивам человека, который высказывает мнение относительно поступка совершенного другим человеком.
Для того что бы ответить на Ваш вопрос при этом случае,
я приведу другую цитату из ЕвангелияNatasha78 писал(а):Если осуждение большой грех, почему тогда, например, служители церкви и верующие так нетерпимы были и осудили действия одной известной группы, члены которой надругались( и по-моему собственному мнению это безобразие иначе не назовешь) над чувствами православных в Храме Христа Спасителя? Моя мама тогда тоже с осуждением высказывалась о таком поведении. Выходит это высказывание ее еще один грех. И мой тоже?
Так как казалось соединить эти два противоречащих между собой высказывания?«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним… если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 15–17).
Ответ прост : Обличение же в первую очередь подразумевает Любовь к человеку, которого обличают. Целью обличения является выведение ближнего из ошибки и забота о его духовном спасении.
Я не думаю, что эти девочки вообще "задумывались" над тем ЧТО они творят.
Кроме этого есть еще одно различие, оно довольно несущественно на первый взгляд, но является критерием именно для Вас, для оценки собственных действий. Что бы понять собственные мотивы и поступки, желание высказаться.
Когда мы осуждаем, то отождествляем грех совершенный человеком с личностью человека. Другими словами не имея Любви к человеку про которого высказываемся, мы начинаем испытывать "отрицательные" эмоции (порой доходит и до ненависти) именно к человеку а не к тому поступку который он совершил. И именно от этого предостерегает Господь в словах
«Не судите, да не судимы будете… и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7: 1–2)
ежик писал(а): Считаю неверным, что даже Библия - конечная инстанция: прочитал- принял на веру - успокоился на всю жизнь, перебирая постулаты, как заношенные четки.
Ежик, а вот тут не соглашусь.
Библия устроена удивительным образом, по которому выдержать вот эту формулу : "прочитал-принял на веру успокоился", просто НЕВОЗМОЖНО.
Если прочитал и принял на ВЕРУ, то далее "покой нам только снится". Если эти "самые" постулаты ложатся на благодатную ( ищущую) почву Души, то они становятся именно тем огнем который заставляет эту Душу "зреть и расти".
И уже
ежик писал(а): Думаю, в этом критерий зрелости души, а не в количестве зазубренных цитат из поучений Великих. Мне кажется, что именно это будет оценено, как заслуга, а ничто иное. Могу ошибаться, конечно.
А вот с этим соглашусь на 100000%
Школа злословия
"Бог шепчет нам в наших удовольствиях, вслух говорит с нашей совестью, но Он кричит в нашей боли - это Его мегафон, чтобы слышал оглохший мир..." Клайв Стейплз Льюис