МОНАСТЫРИ, ХРАМЫ, ЦЕРКВИ, ЧАСОВНИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ОБЛАСТИ
Добавлено: 01 апр 2013, 15:39
МОНАСТЫРИ, ХРАМЫ, ЦЕРКВИ, ЧАСОВНИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ОБЛАСТИ.
ВСТУПЛЕНИЕ
Церковь учит нас, что в Великий пост надо посещать чаще храмы. В идеале – отправиться в паломничество в Иерусалим. Увидеть пустыню, где Иисус 40 дней в уединении, с молитвою и постом готовился к исполнению Своего великого дела, для которого и пришел на землю. Подняться на Голгофу, прикоснуться к Гробу Господнему. Увидеть схождение Благодатного огня. Одним словом – косвенно окунуться в события, произошедшие более 2000 лет назад.
Но… Да мало ли какие «Но». Опять же церковь учит: «Начните пост с малого».
Вот и мы решили осмотреть монастыри, храмы, церкви, часовни города, в котором мы живем, и области.
Сегодня наш путь лежал в Старую Ладогу. Обычно у каждого в наших семейных поездках есть свои обязанности. Я – экскурсовод, распечатываю из инета информацию о достопримечательностях. Муж – водитель, выбирает маршрут и план следования. Маленькому Степику досталась роль экскурсанта. Он почему-то расплакался: «Мне это слово не нравится, оно ругательное, прошу ко мне его не применять». Мы улыбнулись, вспомнив Шпака из фильма Гайдая, и предложили быть фотографом, на что он с радостью согласился. Так что не судите строго фотографии шестилетнего ребенка.
СТАРАЯ ЛАДОГА
И так Старая Ладога. Когда-то это был город, древнерусская столица. Он был основан в 753 году. Некоторые считают, что отсюда пошла Русская земля.
Название "Ладога" имеет, по одной из версий, варяжское происхождение и является русской транскрипцией скандинавского Aldoga, что означает "Старая Река». Кстати, следует иметь в виду, что Ладожское озеро названо по Ладоге, а не наоборот.
Город стоял в самом начале пути "из Варяг в Греки", и положение его было довольно выгодным, поэтому именно сюда в 862 году "сел" старший из трех призванных на Русь братьев-варягов Рюрик. Но вскоре Рюрик понял, что Ладога слишком далека от крупных городов, и несколько лет спустя перенес столицу в Новгород. Другим крупным событием того времени стала смерть Вещего Олега, покорителя Хазарии и Константинополя, по преданию случившаяся тут же, в Ладоге.
Сейчас это поселок, который насчитывает только 2000 жителей. Все достопримечательности расположены рядом вдоль единственной улицы и обойти их можно пешком.
Никольский монастырь — наиболее древний монастырь Старой Ладоги.
Возник Никольский мужской монастырь, предположительно, в XIV веке, а ансамбль монастыря сложился в XVII веке и включает стандартный набор построек. Монастырь окружает невысокая стена с остроконечными угловыми башнями, внутри которой расположены жилые корпуса, и два храма — Никольский собор (XVII век) с почти кубическим объемом и почти идеально шаровидным куполом, находящийся в процессе реставрации, и церковь Иоанна Златоуста (1860—1873, арх. Алексей Максимович Горностаев), представляющая в плане типичную трехнефную базилику (на фото красное строение). Эта церковь — единственная отреставрированная постройка монастыря. Между двумя храмами — похожая на карандаш колокольня.
В церкви Иоаннна Златоуста находится ковчег с частицей мощей святителя Николая Чудотворца, доставленный в 2002 году из итальянского города Бари. С 2004 г. в обители находится особо чтимый список иконы Пресвятой Богородицы "Черниговская-Гефсиманская". Образ пострадал во время гонений: в левой верхней части рубленая трещина от топора, три пулевых ранения - одно из них сквозное, с рваной частью на обороте образа. Икона, находясь на частной квартире, долгие годы "плакала" - из глаз по образу тянутся следы от слезоточения.
В монастыре находятся еще частицы мощей свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого, св. апостола Варфоломея, св. равноапостольной Марии Магдалины, свят. Феодосия Черниговского, св. великомученика и целителя Пантелеимона, преп. Лаврентия Черниговского, новомуч. вел. кн. Елизаветы Феодоровны и ин. Варвары и других угодников Божиих.
Староладожская крепость располагается в нескольких сотнях метров дальше по шоссе, на самом берегу Волхова около мостика через речку Ладожку, и является ключевой достопримечательностью Старой Ладоги.
Мы подъехали рано, нам пришлось ждать открытия возле «фасада» крепости. Снаружи высятся две толстые Башни – Климентовская и Воротная, стены крепости облицованы, на башнях поставлены деревянные шатры, эта часть крепости смотрится новоделом. В 10 часов перед нами открыли огромные крепостные ворота. Мы торжественно вошли и поняли, что этот «фасад» можно было обойти, раньше не придали значение тропочке ведущей справа.
Большая часть крепостной стены — руины, не имеющие даже четкой формы, толщина стен достигает местами пяти метров, а сложены они из впечатляющих валунов. Со стороны Волхова стена практически не сохранилась, Раскатная, Стрелочная и Тайничная башни находятся в руинированном состоянии.
Первая крепость на этом месте была возведена еще в 1114 году, примерно тогда же внутри крепости появилась церковь. Однако нынешний облик крепости относится к XV веку.
Внутри крепости располагаются две церкви. Первая — Дмитрия Солунского 1731 года — одна из редких городских деревянных церквей. Внутри церкви размещена экспозиция краеведческого музея.
Вторая -Георгиевская церковь [/u ] — представляет собой типичный древнерусский храм XII века. Перед путешествием я прочитала об этой церкви в инете: « шлемовидная глава, позакомарное покрытие, желтоватая штукатурка поверх плинфы. Внутри церкви сохранилась фреска "Чудо Георгии о Змии".
И так мне наяву захотелось посмотреть непонятное покрытие и фреску 12 века! Жаль, что церковь была закрыта, а Позакомарное покрытие, оказалось - кровля, уложенная непосредственно по сводам ("комарам").
Успенский девичий монастырь расположен еще в нескольких сотнях метрах севернее и занимает большую площадь.
При входе сразу чувствуется женская рука. Курочки, уточки, гусочки, теплички, небольшой садик, все в какой-то стройности и порядке.
В монастыре продают вкуснейшие пряники и мюсли-сладости, изготавливаемые по их рецептам на хлебокомбинате. Монахини радушно угощают квасом.
История монастыря связана с пребыванием в нем известных в России женщин. Сначала это была бывшая царица Евдокия Лопухина, которую Петр I сослал в монастырь. И даже после смерти Петра Екатерина I – без роду и племени, но больше Елизавета, родившая до вступления родителей в церковный брак, боялись ее. В постриге Евдокия Лопухина стала Еленой, жила она в обители с 1718 по 1725 год. По монашескому имени Лопухиной древнюю речку Ладожку стали называть Еленой, набережная стала называться Еленинской, а на посаде появился Еленинский переулок.
Следом за ней последовала Евдокия Ганнибал, а уже потом, во время царствования Николая I, родственницы декабристов.
Большинство краснокирпичных построек этого женского монастыря (XIX век) разрушены, но здесь идет реставрация. Церковь Успения Пресвятой Богородицы - это храм XII века, очертаниями почти повторяющий Георгиевскую церковь, но более крупный, и в то же время более изящный. Интересны каменные кресты на фасаде церкви.
Это древнейший, уцелевший на всю высоту храм на всем северо-западе Руси.
За Успенским собором частично сохранилось монастырское кладбище. Справа от алтаря захоронена игумения Дионисии (1799-1895), которая настоятельствовала в обители 39 лет и 7 месяцев.
На территории монастыря находится колодец, освященный в честь св. великомученицы Варвары – очень почитаемой святой в этом монастыре.
Несколько дальше монастыря от берега Волхова стоит Церковь Алексия (1833).
Иоанно-Предтеченский монастырь расположен уже почти на выезде из деревни. От всего монастыря уцелел один храм — огромный собор Рождества Иоанна Предтечи, возведенный в 1695 году. Рядом с собором — остроконечная колокольня того же времени Храм стоит на Малышевой горе. Четырехстолпный пятиглавый храм с одной далеко выступающей на восток апсидой как бы поднят над Ладогой. Этот собор во всей Старой Ладоге выделяется размером и монументальностью.
Даже не знаю, почему такой красивый монастырь в 1764 г был закрыт, а церковь была приписана к Никольскому монастырю, возможно, что в свое время к нему благоволили Годуновы: в 1604 году специально для обители были отлиты два колокола с дарственной надписью царского семейства.
В советское время церковь вообще была разорена. Службы в храме после долгого перерыва возобновились в 1991 г. Прежнее богатое убранство храма оказалось утерянным, но в нем создали очень уютную русскую обстановку: русская печка, рушники. С северной части придел во имя св. Параскевы Пятницы украсил новый иконостас, кованые подсвечники. Стены прилегающей трапезной расписаны петербургскими художниками. Кирпичные стены самого придела решили не штукатурить.
При входе в храм находится склеп подвижника, юродивого Александра Лосева, похороненного в 1848. Это человек во многом помогал храму. В декабре 1847 года он утонул. А в мае его труп прибило к берегу возле храма, причем как будто трагедия случилась только вчера.
Рядом с Иоанно-Предтечным монастырем под склоном берега находится источник во имя Св.Параскевы Пятницы , является древнейшим из известных святых источников на территории Ленинградской области. Судя по сохранившемся на обнажении породы над источником вытесанных изображений поклонных крестов, источник этот служил местом поклонения как минимум с IX века. Об этом говорит характерное изображение варяжского креста и крестов X-XII веков и более поздних - XVI века
Святой источник Параскевы Пятницы, почитается, как имеющий благодать исцелять болезни глаз. Мы водички набрали бутылочку, а то что-то глазки стали плохо видеть.
Курганы и могила Вещего Олега находятся примерно в полукилометре к северу от выезда из Старой Ладоги. Они располагаются на самой высокой точке окрестностей, и даже от их подножья (а тем более с вершины) открывается великолепная панорама Старой Ладоги: тянущаяся вдоль берега деревня и расположенные почти на равном расстоянии, неизменно останавливающие на себе взгляд разноцветные купола церквей. Впечатляет и долина Волхова, мощного и широкого. Кургана здесь всего три: два маленьких (метра по два высотой) и один большой (фото неудачное). Если верить преданиям, именно на этом месте "принял смерть от коня своего" Вещий Олег, покоритель Хазарского каганата. Эти курганы — все, что уцелело от Старой Ладоги варяжских времен, а один из них (очевидно, самый большой) считают древнейшей на Руси могилой князя, возникшей еще раньше, чем пещеры Киево-Печерской Лавры.
На противоположном берегу Волхова лежит деревня Чернавино. Исторически эти две деревни были едины, но связи между ними нет никакой. Переходить Волхов по льду мы не решились, хотя народ сновал туда-сюда. Но даже с нашего берега хорошо были видны церковь Василия Кесарийского XVII века (этот храм построен на фундаменте более ранней церкви XIII века и не похож на русские церкви своего времени, в нем есть что-то общее с армянскими базиликами.) и шатровая Преображенская церковь (эклектика, 1871 год), обычная по формам.
Общее впечатление от поездки было двоякое. С одной стороны: видишь величие и мощь, а с другой: в каком же это все находится запустении, возрождается только на энтузиазме. Невольно опять вспомнились слова Иоанна Кронштадтского о России, о том, кто виновен в нынешнем положении, о будущем (почитайте Иоанна Кронштадтского – очень интересно).
ВСТУПЛЕНИЕ
Церковь учит нас, что в Великий пост надо посещать чаще храмы. В идеале – отправиться в паломничество в Иерусалим. Увидеть пустыню, где Иисус 40 дней в уединении, с молитвою и постом готовился к исполнению Своего великого дела, для которого и пришел на землю. Подняться на Голгофу, прикоснуться к Гробу Господнему. Увидеть схождение Благодатного огня. Одним словом – косвенно окунуться в события, произошедшие более 2000 лет назад.
Но… Да мало ли какие «Но». Опять же церковь учит: «Начните пост с малого».
Вот и мы решили осмотреть монастыри, храмы, церкви, часовни города, в котором мы живем, и области.
Сегодня наш путь лежал в Старую Ладогу. Обычно у каждого в наших семейных поездках есть свои обязанности. Я – экскурсовод, распечатываю из инета информацию о достопримечательностях. Муж – водитель, выбирает маршрут и план следования. Маленькому Степику досталась роль экскурсанта. Он почему-то расплакался: «Мне это слово не нравится, оно ругательное, прошу ко мне его не применять». Мы улыбнулись, вспомнив Шпака из фильма Гайдая, и предложили быть фотографом, на что он с радостью согласился. Так что не судите строго фотографии шестилетнего ребенка.
СТАРАЯ ЛАДОГА
И так Старая Ладога. Когда-то это был город, древнерусская столица. Он был основан в 753 году. Некоторые считают, что отсюда пошла Русская земля.
Название "Ладога" имеет, по одной из версий, варяжское происхождение и является русской транскрипцией скандинавского Aldoga, что означает "Старая Река». Кстати, следует иметь в виду, что Ладожское озеро названо по Ладоге, а не наоборот.
Город стоял в самом начале пути "из Варяг в Греки", и положение его было довольно выгодным, поэтому именно сюда в 862 году "сел" старший из трех призванных на Русь братьев-варягов Рюрик. Но вскоре Рюрик понял, что Ладога слишком далека от крупных городов, и несколько лет спустя перенес столицу в Новгород. Другим крупным событием того времени стала смерть Вещего Олега, покорителя Хазарии и Константинополя, по преданию случившаяся тут же, в Ладоге.
Сейчас это поселок, который насчитывает только 2000 жителей. Все достопримечательности расположены рядом вдоль единственной улицы и обойти их можно пешком.
Никольский монастырь — наиболее древний монастырь Старой Ладоги.
Возник Никольский мужской монастырь, предположительно, в XIV веке, а ансамбль монастыря сложился в XVII веке и включает стандартный набор построек. Монастырь окружает невысокая стена с остроконечными угловыми башнями, внутри которой расположены жилые корпуса, и два храма — Никольский собор (XVII век) с почти кубическим объемом и почти идеально шаровидным куполом, находящийся в процессе реставрации, и церковь Иоанна Златоуста (1860—1873, арх. Алексей Максимович Горностаев), представляющая в плане типичную трехнефную базилику (на фото красное строение). Эта церковь — единственная отреставрированная постройка монастыря. Между двумя храмами — похожая на карандаш колокольня.
В церкви Иоаннна Златоуста находится ковчег с частицей мощей святителя Николая Чудотворца, доставленный в 2002 году из итальянского города Бари. С 2004 г. в обители находится особо чтимый список иконы Пресвятой Богородицы "Черниговская-Гефсиманская". Образ пострадал во время гонений: в левой верхней части рубленая трещина от топора, три пулевых ранения - одно из них сквозное, с рваной частью на обороте образа. Икона, находясь на частной квартире, долгие годы "плакала" - из глаз по образу тянутся следы от слезоточения.
В монастыре находятся еще частицы мощей свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого, св. апостола Варфоломея, св. равноапостольной Марии Магдалины, свят. Феодосия Черниговского, св. великомученика и целителя Пантелеимона, преп. Лаврентия Черниговского, новомуч. вел. кн. Елизаветы Феодоровны и ин. Варвары и других угодников Божиих.
Староладожская крепость располагается в нескольких сотнях метров дальше по шоссе, на самом берегу Волхова около мостика через речку Ладожку, и является ключевой достопримечательностью Старой Ладоги.
Мы подъехали рано, нам пришлось ждать открытия возле «фасада» крепости. Снаружи высятся две толстые Башни – Климентовская и Воротная, стены крепости облицованы, на башнях поставлены деревянные шатры, эта часть крепости смотрится новоделом. В 10 часов перед нами открыли огромные крепостные ворота. Мы торжественно вошли и поняли, что этот «фасад» можно было обойти, раньше не придали значение тропочке ведущей справа.
Большая часть крепостной стены — руины, не имеющие даже четкой формы, толщина стен достигает местами пяти метров, а сложены они из впечатляющих валунов. Со стороны Волхова стена практически не сохранилась, Раскатная, Стрелочная и Тайничная башни находятся в руинированном состоянии.
Первая крепость на этом месте была возведена еще в 1114 году, примерно тогда же внутри крепости появилась церковь. Однако нынешний облик крепости относится к XV веку.
Внутри крепости располагаются две церкви. Первая — Дмитрия Солунского 1731 года — одна из редких городских деревянных церквей. Внутри церкви размещена экспозиция краеведческого музея.
Вторая -Георгиевская церковь [/u ] — представляет собой типичный древнерусский храм XII века. Перед путешествием я прочитала об этой церкви в инете: « шлемовидная глава, позакомарное покрытие, желтоватая штукатурка поверх плинфы. Внутри церкви сохранилась фреска "Чудо Георгии о Змии".
И так мне наяву захотелось посмотреть непонятное покрытие и фреску 12 века! Жаль, что церковь была закрыта, а Позакомарное покрытие, оказалось - кровля, уложенная непосредственно по сводам ("комарам").
Успенский девичий монастырь расположен еще в нескольких сотнях метрах севернее и занимает большую площадь.
При входе сразу чувствуется женская рука. Курочки, уточки, гусочки, теплички, небольшой садик, все в какой-то стройности и порядке.
В монастыре продают вкуснейшие пряники и мюсли-сладости, изготавливаемые по их рецептам на хлебокомбинате. Монахини радушно угощают квасом.
История монастыря связана с пребыванием в нем известных в России женщин. Сначала это была бывшая царица Евдокия Лопухина, которую Петр I сослал в монастырь. И даже после смерти Петра Екатерина I – без роду и племени, но больше Елизавета, родившая до вступления родителей в церковный брак, боялись ее. В постриге Евдокия Лопухина стала Еленой, жила она в обители с 1718 по 1725 год. По монашескому имени Лопухиной древнюю речку Ладожку стали называть Еленой, набережная стала называться Еленинской, а на посаде появился Еленинский переулок.
Следом за ней последовала Евдокия Ганнибал, а уже потом, во время царствования Николая I, родственницы декабристов.
Большинство краснокирпичных построек этого женского монастыря (XIX век) разрушены, но здесь идет реставрация. Церковь Успения Пресвятой Богородицы - это храм XII века, очертаниями почти повторяющий Георгиевскую церковь, но более крупный, и в то же время более изящный. Интересны каменные кресты на фасаде церкви.
Это древнейший, уцелевший на всю высоту храм на всем северо-западе Руси.
За Успенским собором частично сохранилось монастырское кладбище. Справа от алтаря захоронена игумения Дионисии (1799-1895), которая настоятельствовала в обители 39 лет и 7 месяцев.
На территории монастыря находится колодец, освященный в честь св. великомученицы Варвары – очень почитаемой святой в этом монастыре.
Несколько дальше монастыря от берега Волхова стоит Церковь Алексия (1833).
Иоанно-Предтеченский монастырь расположен уже почти на выезде из деревни. От всего монастыря уцелел один храм — огромный собор Рождества Иоанна Предтечи, возведенный в 1695 году. Рядом с собором — остроконечная колокольня того же времени Храм стоит на Малышевой горе. Четырехстолпный пятиглавый храм с одной далеко выступающей на восток апсидой как бы поднят над Ладогой. Этот собор во всей Старой Ладоге выделяется размером и монументальностью.
Даже не знаю, почему такой красивый монастырь в 1764 г был закрыт, а церковь была приписана к Никольскому монастырю, возможно, что в свое время к нему благоволили Годуновы: в 1604 году специально для обители были отлиты два колокола с дарственной надписью царского семейства.
В советское время церковь вообще была разорена. Службы в храме после долгого перерыва возобновились в 1991 г. Прежнее богатое убранство храма оказалось утерянным, но в нем создали очень уютную русскую обстановку: русская печка, рушники. С северной части придел во имя св. Параскевы Пятницы украсил новый иконостас, кованые подсвечники. Стены прилегающей трапезной расписаны петербургскими художниками. Кирпичные стены самого придела решили не штукатурить.
При входе в храм находится склеп подвижника, юродивого Александра Лосева, похороненного в 1848. Это человек во многом помогал храму. В декабре 1847 года он утонул. А в мае его труп прибило к берегу возле храма, причем как будто трагедия случилась только вчера.
Рядом с Иоанно-Предтечным монастырем под склоном берега находится источник во имя Св.Параскевы Пятницы , является древнейшим из известных святых источников на территории Ленинградской области. Судя по сохранившемся на обнажении породы над источником вытесанных изображений поклонных крестов, источник этот служил местом поклонения как минимум с IX века. Об этом говорит характерное изображение варяжского креста и крестов X-XII веков и более поздних - XVI века
Святой источник Параскевы Пятницы, почитается, как имеющий благодать исцелять болезни глаз. Мы водички набрали бутылочку, а то что-то глазки стали плохо видеть.
Курганы и могила Вещего Олега находятся примерно в полукилометре к северу от выезда из Старой Ладоги. Они располагаются на самой высокой точке окрестностей, и даже от их подножья (а тем более с вершины) открывается великолепная панорама Старой Ладоги: тянущаяся вдоль берега деревня и расположенные почти на равном расстоянии, неизменно останавливающие на себе взгляд разноцветные купола церквей. Впечатляет и долина Волхова, мощного и широкого. Кургана здесь всего три: два маленьких (метра по два высотой) и один большой (фото неудачное). Если верить преданиям, именно на этом месте "принял смерть от коня своего" Вещий Олег, покоритель Хазарского каганата. Эти курганы — все, что уцелело от Старой Ладоги варяжских времен, а один из них (очевидно, самый большой) считают древнейшей на Руси могилой князя, возникшей еще раньше, чем пещеры Киево-Печерской Лавры.
На противоположном берегу Волхова лежит деревня Чернавино. Исторически эти две деревни были едины, но связи между ними нет никакой. Переходить Волхов по льду мы не решились, хотя народ сновал туда-сюда. Но даже с нашего берега хорошо были видны церковь Василия Кесарийского XVII века (этот храм построен на фундаменте более ранней церкви XIII века и не похож на русские церкви своего времени, в нем есть что-то общее с армянскими базиликами.) и шатровая Преображенская церковь (эклектика, 1871 год), обычная по формам.
Общее впечатление от поездки было двоякое. С одной стороны: видишь величие и мощь, а с другой: в каком же это все находится запустении, возрождается только на энтузиазме. Невольно опять вспомнились слова Иоанна Кронштадтского о России, о том, кто виновен в нынешнем положении, о будущем (почитайте Иоанна Кронштадтского – очень интересно).