Re: ПРОШУ ОТВЕТИТЬ МУСУЛЬМАН
Добавлено: 12 июн 2011, 21:15
Элина, очень сочувствую Вашему горю… И от всей души приветствую ваше желание помочь своей сестре. Я, насколько смогу, обязательно помогу с информацией про молитвы и другие способы помощи людям, которые уже ушли из этой жизни.
В этой теме уже давались ссылки на мою статью об отношении мусульман к суициду, а также на тему Максима, в которой также поднимался вопрос о суициде (Каттерина, Света - спасибо большое за помощь! ) , но мне кажется некоторые вещи требуют дополнительного разъяснения. Давайте по ходу дела разбираться с непонятными моментами, касающимися как формы - ритуалов, так и сути погребального обряда (совершаемого и над самоубийцами).
Про исламскую молитву за суицидента
Я поняла, что вы ищите какую-то специальную молитву, которую мусульмане читают за совершившего суицид человека. Если это на самом деле так, то отвечаю: никакой "специальной" молитвы за самоубийц не существует. Порядок проведения погребальной молитвы ничем не отличается от обычной джаназы. Вы наверное уже знаете, что ислам категорически запрещает самоубийство, поэтому в Коране есть только тексты с осуждением суицида (см. статью). В сборниках хадисов также содержатся изречения с осуждениями греха самоубийства (они тоже приведены в статье). Так что, ничего специального для самоубийц каноном не предусмотрено. Более того, родственникам не следует обижаться на тех, кто не принял участие в погребальном обряде, совершаемым над суицидентом (последователи некоторых мазхабов считают это допустимым – в качестве примера в статье я также привела высказывание имама Малика по этому поводу).
Однако родственники умершего (а также все, кому он был дорог) могут взять на себя определенные обязательства и, помимо исполнения положенного погребального обряда, помогать душе умершего своей молитвой, милостыней, делами милосердия, а также изменением своей жизни (в лучшую сторону, конечно).
Помимо канонической, существуют и другие виды молитв, например всем известная форма молитвы-дуа – индивидуального обращения к Богу (она может быть как канонической - т е основанной на кораническом тексте, так и сформулированной своими словами, на родном языке). Ну, это уже отдельный случай – если хотите, мы можем поговорить об этом подробнее.
Теперь про 40 дней. У некоторых народов, которые традиционно исповедуют ислам, на самом деле существуют обычаи устраивать поминки на 9 и 40 дни после смерти, отмечать годовщину смерти. Некоторые исламские богословы считают это нежелательным нововведением, другие говорят о том, что, хотя данная традиция не подкрепляется ни кораническими текстами, ни хадисами, она не противоречит духу ислама, и поэтому нет ничего предосудительного в том, что люди будут вспоминать умершего в какой-то особый, установленный ими по договоренности день. В принципе, это может быть и 3 и 10, и 14 и 25 и 225 день со дня смерти. Главное не придавать этим датам магического значения. Многие, к сожалению, на полном серьезе считают, что чтение каких-то определенных текстов в определенные дни может повлиять на решение Всевышнего! Вы же понимаете, что это нонсенс – Господь принимает решение Сам, а наши просьбы могут лишь приниматься во внимание, но они не играют решающей роли.
Вообще мусульманину не следует относиться к ритуалам, которые являются частью духовной практики, как к магическим обрядам. Под "магическим обрядом" я здесь подразумеваю вычитку текста (в том числе и текста молитвы), который читается ради получения какой-либо конкретной выгоды (для себя, другого человека, умершего – это не важно). По большому счету нет особой разницы между язычником, который полагает, что ритуальный танец вокруг костра с бубном поможет достичь ему какой-либо цели и человеком, декларирующим свою приверженность монотеистической традиции, но по сути занимающегося тем же самым. Только в последнем случае бубен заменяется чтением непонятного текста, а прыжки вокруг костра – механическим исполнением ритуалов.
Еще про молитву хотелось бы добавить вот что. Мы, конечно же, не можем игнорировать форму (к ней относятся и традиционные тексты, и обряды, и ритуалы). Но ведь форма является лишь символическим, внешним выражением содержания, которое лежит в основе. Это содержание, как правило, очень трудновыразимо, и форма помогает нам облечь "видимое в невидимое", делает для нас содержание более понятным. Так что, если рассматривать молитву не просто как магический набор символов, а как внешнюю форму невидимого невооруженным глазом содержания, ее смысл становится совершенно иным. И, если разобраться в том, что мы подразумеваем под содержанием, сутью – вопрос о том, какие молитвы и когда надо читать за самоубийцу, снимается сам собой.
Элина, вы конечно же знаете, что самоубийство в исламе – страшный грех, и поэтому вопрос о местопребывании самоубийц (вернее, об их состоянии в Вечности) даже не обсуждается. Однако я хочу еще раз отметить (я уже где-то писала про это на форуме, только не помню в какой теме), что в категорию т.н. "оправдываемых самоубийц" попадают психически нездоровые люди, а также ИНОГДА те, кто совершил преступление против своего тела в состоянии аффекта. Правда, последний случай требует оговорок, т.к. "состояние аффекта" уж очень расплывчатое понятие. Я думаю, что об этом можно говорить в том случае, если самоубийство было совершено в шоковом состоянии, которое являлось следствием какой-либо сильной психотравмирующей ситуации. Не буду углубляться в эту тему, но просто имейте в виду, что такие самоубийцы выделяются у нас в отдельную категорию, и в некоторых случаях (особенно когда речь идет о психическом заболевании) их оправдывают. Оправдывают, конечно же, перед людьми, потому что критерии Суда в Вечности известны одному Господу Богу. Не исключено, что самоубийца, уже совершив свой ужасный поступок и не имея возможности ничего изменить, раскаивается в своем преступлении за секунду до смерти. Я знаю много историй о том, как суициденты пытались вырваться из петли или умоляли врачей спасти им жизнь (например, после отравления)… Все это указывает на то, что они сожалели о своем поступке и хотели изменить ситуацию… И это только те, кого мы видим. Неизвестно сколько людей раскаивались в своем поступке мысленно, но не смогли или не успели донести до нас открывшуюся им истину о том, что жизнь - бесценна… Зато Бог знает, и, конечно же, Он на Своем Суде примет во внимания каждую мысль, каждое намерение…
-------------
Про посещение мечети я напишу чуть позже. Про чувство вины перед умершим – это вообще отдельная тема, тоже потом обязательно обсудим
В этой теме уже давались ссылки на мою статью об отношении мусульман к суициду, а также на тему Максима, в которой также поднимался вопрос о суициде (Каттерина, Света - спасибо большое за помощь! ) , но мне кажется некоторые вещи требуют дополнительного разъяснения. Давайте по ходу дела разбираться с непонятными моментами, касающимися как формы - ритуалов, так и сути погребального обряда (совершаемого и над самоубийцами).
Про исламскую молитву за суицидента
Я поняла, что вы ищите какую-то специальную молитву, которую мусульмане читают за совершившего суицид человека. Если это на самом деле так, то отвечаю: никакой "специальной" молитвы за самоубийц не существует. Порядок проведения погребальной молитвы ничем не отличается от обычной джаназы. Вы наверное уже знаете, что ислам категорически запрещает самоубийство, поэтому в Коране есть только тексты с осуждением суицида (см. статью). В сборниках хадисов также содержатся изречения с осуждениями греха самоубийства (они тоже приведены в статье). Так что, ничего специального для самоубийц каноном не предусмотрено. Более того, родственникам не следует обижаться на тех, кто не принял участие в погребальном обряде, совершаемым над суицидентом (последователи некоторых мазхабов считают это допустимым – в качестве примера в статье я также привела высказывание имама Малика по этому поводу).
Однако родственники умершего (а также все, кому он был дорог) могут взять на себя определенные обязательства и, помимо исполнения положенного погребального обряда, помогать душе умершего своей молитвой, милостыней, делами милосердия, а также изменением своей жизни (в лучшую сторону, конечно).
Помимо канонической, существуют и другие виды молитв, например всем известная форма молитвы-дуа – индивидуального обращения к Богу (она может быть как канонической - т е основанной на кораническом тексте, так и сформулированной своими словами, на родном языке). Ну, это уже отдельный случай – если хотите, мы можем поговорить об этом подробнее.
Теперь про 40 дней. У некоторых народов, которые традиционно исповедуют ислам, на самом деле существуют обычаи устраивать поминки на 9 и 40 дни после смерти, отмечать годовщину смерти. Некоторые исламские богословы считают это нежелательным нововведением, другие говорят о том, что, хотя данная традиция не подкрепляется ни кораническими текстами, ни хадисами, она не противоречит духу ислама, и поэтому нет ничего предосудительного в том, что люди будут вспоминать умершего в какой-то особый, установленный ими по договоренности день. В принципе, это может быть и 3 и 10, и 14 и 25 и 225 день со дня смерти. Главное не придавать этим датам магического значения. Многие, к сожалению, на полном серьезе считают, что чтение каких-то определенных текстов в определенные дни может повлиять на решение Всевышнего! Вы же понимаете, что это нонсенс – Господь принимает решение Сам, а наши просьбы могут лишь приниматься во внимание, но они не играют решающей роли.
Вообще мусульманину не следует относиться к ритуалам, которые являются частью духовной практики, как к магическим обрядам. Под "магическим обрядом" я здесь подразумеваю вычитку текста (в том числе и текста молитвы), который читается ради получения какой-либо конкретной выгоды (для себя, другого человека, умершего – это не важно). По большому счету нет особой разницы между язычником, который полагает, что ритуальный танец вокруг костра с бубном поможет достичь ему какой-либо цели и человеком, декларирующим свою приверженность монотеистической традиции, но по сути занимающегося тем же самым. Только в последнем случае бубен заменяется чтением непонятного текста, а прыжки вокруг костра – механическим исполнением ритуалов.
Еще про молитву хотелось бы добавить вот что. Мы, конечно же, не можем игнорировать форму (к ней относятся и традиционные тексты, и обряды, и ритуалы). Но ведь форма является лишь символическим, внешним выражением содержания, которое лежит в основе. Это содержание, как правило, очень трудновыразимо, и форма помогает нам облечь "видимое в невидимое", делает для нас содержание более понятным. Так что, если рассматривать молитву не просто как магический набор символов, а как внешнюю форму невидимого невооруженным глазом содержания, ее смысл становится совершенно иным. И, если разобраться в том, что мы подразумеваем под содержанием, сутью – вопрос о том, какие молитвы и когда надо читать за самоубийцу, снимается сам собой.
Элина, вы конечно же знаете, что самоубийство в исламе – страшный грех, и поэтому вопрос о местопребывании самоубийц (вернее, об их состоянии в Вечности) даже не обсуждается. Однако я хочу еще раз отметить (я уже где-то писала про это на форуме, только не помню в какой теме), что в категорию т.н. "оправдываемых самоубийц" попадают психически нездоровые люди, а также ИНОГДА те, кто совершил преступление против своего тела в состоянии аффекта. Правда, последний случай требует оговорок, т.к. "состояние аффекта" уж очень расплывчатое понятие. Я думаю, что об этом можно говорить в том случае, если самоубийство было совершено в шоковом состоянии, которое являлось следствием какой-либо сильной психотравмирующей ситуации. Не буду углубляться в эту тему, но просто имейте в виду, что такие самоубийцы выделяются у нас в отдельную категорию, и в некоторых случаях (особенно когда речь идет о психическом заболевании) их оправдывают. Оправдывают, конечно же, перед людьми, потому что критерии Суда в Вечности известны одному Господу Богу. Не исключено, что самоубийца, уже совершив свой ужасный поступок и не имея возможности ничего изменить, раскаивается в своем преступлении за секунду до смерти. Я знаю много историй о том, как суициденты пытались вырваться из петли или умоляли врачей спасти им жизнь (например, после отравления)… Все это указывает на то, что они сожалели о своем поступке и хотели изменить ситуацию… И это только те, кого мы видим. Неизвестно сколько людей раскаивались в своем поступке мысленно, но не смогли или не успели донести до нас открывшуюся им истину о том, что жизнь - бесценна… Зато Бог знает, и, конечно же, Он на Своем Суде примет во внимания каждую мысль, каждое намерение…
-------------
Про посещение мечети я напишу чуть позже. Про чувство вины перед умершим – это вообще отдельная тема, тоже потом обязательно обсудим