О поминовении усопших

О молитвах и о тех важнейших делах, которые помогают душам наших усопших. Если Вам небезразлична душа близкого человека, то Вы обязательно найдете в этом разделе информацию о том, как ей помочь

О поминовении усопших

Сообщение НИКОЛ@Й » 21 сен 2008, 14:48

"...прошу всех и молю: непрестанно
о мне молитеся Христу Богу."


Дни особого поминовения усопшего.

До 40-го дня усопший именуется новопреставленным. Поминовение новопреставленного в первое время по кончине важно и необходимо особенно потому, что оно облегчает душе усопшего такой нелегкий переход из временной жизни в вечную и помогает проходить так называемые мытарства.
Особые дни поминовений новопреставленного - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым).
Поминовение в эти дни берет начало в глубокой древности. В Апостольских постановлениях написано: "Совершайте же и третины почивших в псалмах, в чтениях и молитвах ради Воскресшего в третий день, и девятины в воспоминание сущих здесь почивших, и сорокоуст по древнему образцу, ибо так народ израильский оплакивал Моисея, и годовщину памяти покойного."
Существует также обычай поминать усопшего в каждую годовщину по смерти, в день рождения и день Ангела.
В эти дни собираются самые близкие родственники, чтобы помянуть усопшего молитвою за совместной трапезой. В церкви же подают записку на Литургию или заказывают панихиду, освящают коливо.

Дни особого поминовения всех умерших православных христиан.

Каждый день недели в Православной Церкви приурочен к особому воспоминанию. Суббота же посвящена памяти всех Святых и почивших. В субботу (означающую по-еврейски - покой) Церковь молится за всех перешедших от земли в загробный мир.
Кроме ежедневных молитв и молитв в субботы в году есть отдельные дни, преимущественно посвященные молитвам за усопших. Это так называемые родительские дни:
1. Вселенская мясопустная родительская суббота. Она бывает за неделю до Великого поста. Название мясопустной эта суббота получила по следующему за ней дню - "Недели мясопустной", т. е. Дню, в который последний раз разрешается есть мясо.
2. Родительская вселенская суббота 2-й недели Великого поста.
3. Родительская вселенская суббота 3-й недели Великого поста
4. Родительская вселенская суббота 4-й недели Великого поста
5. Радоница - вторник второй недели после Пасхи. Радоницей этот день назван в ознаменование радости живых и усопших о Воскресении Христовом.
6. 9 мая - день поминовения всех погибших и трагически умерших в период Великой Отечественной войны.
7. Троицкая вселенская родительская суббота - суббота перед днем Святой Троицы. В настоящее время сложился неправильный обычай считать родительским днем сам праздник Троицы.
8. В день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (11 сентября по новому стилю) Церковь совершает поминовение православных воинов, за Веру и Отечество на поле брани убиенных. Поминовение это установлено в 1769 году во время войны с турками и поляками по указу императрицы Екатерины II.
9. Димитревская родительская суббота - суббота за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю), Небесного Покровителя благоверного великого князя Димитрия Донского. Одержав победу на Куликовом поле, князь Димитрий совершил поименное поминовение павших на поле брани воинов накануне своего дня Ангела. С тех пор Церковь поминает в этот день, названный народом Димитриевской субботой, не только воинов, погибших за Отечество, но и всех усопших православных христиан.
В родительские дни православные христиане посещают храм, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун) - различные продукты (за исключением мясных). После совершения панихиды продукты раздаются служащим храма, нуждающимся, отправляются в детские дома и дома для престарелых. Продукты на панихидный стол приносят и в другие дни, когда совершается панихида, т.е. это есть милостыня за усопших.
В весенние и летние родительские дни (Радоница и Троицкая суббота) принято после церкви посетить кладбище: поправить могилки умерших родственников и помолиться уже рядом с их погребенными телами.
Обычай оставлять на могилках различную снедь к православию никакого отношения не имеет. Это все отголоски языческих тризн. Особенно неблагочестиво оставлять на могилках освященные в церкви продукты. Большой грех на кладбище пить спиртное. Самое лучшее, что вы можете сделать для них - это совершить молитву, хотя бы такую краткую: "Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех наших родных и близких, и прости их вся согрешения вольная и невольная, и д'аруй им Царствие Небесное".
Если скажешь слово на пользу другим, то получишь венец.
Аватара пользователя
НИКОЛ@Й
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 20 сен 2008, 23:31
Откуда: ОДЕССА Украина
Возраст: 61
Страна: Ukraine (ua)
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим

Re: ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ

Сообщение НИКОЛ@Й » 21 сен 2008, 14:53

"Упокой, Господи,
души усопших раб Твоих..."




Живые должны молиться о усопших


Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. Но после смерти эта возможность уже исчезает, остается лишь надежда на молитвы живых.
То, куда душа попадет после Страшного Суда зависит от того, как была прожита краткая земная жизнь. Но немало зависит и от молитвы за умершего. Жития святых угодников Божиих содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников, вплоть до их полного оправдания.
"Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им и нам получить обетованные блага", - говорил свт. Иоанн Златоуст.
Рано или поздно мы все сталкиваемся с таинственным явлением смерти. Отдавая усопшему последний долг, мы стараемся достойно проводить его в последний путь: заботимся об изготовлении гроба, организации похорон, устройстве поминальной трапезы, памятника на могиле. Только порой не отдаем себе отчета, что самому усопшему ничего этого уже не требуется. Нагим человек выходит из материнской утробы, нагим возвращается во чрево земли ("земля еси и в землю отъидеши"). И только одно ему нужно от нас, и нужно чрезвычайно - молитва.
В церковном понимании память о усопшем - это память, соединенная с молитвой, или молитвенная память. Основой памяти церковной является молитва, обращенная к Богу, Матери Божией, к святым - угодникам Божиим. "Поминать кого-либо" означает также и молиться о "ком-либо"
Святая Церковь призывает нас, живых, молиться об усопших, ибо они уже не имеют возможности молиться за себя. Мы должны молиться о прощении их грехов и о упокоении их душ в обителях Небесных, молиться о том, чтобы благая память Божия о них была вечной...
Использованы материалы книги святителя Афанасия (Сахарова) "О поминовении усопших по уставу православной Церкви" и нескольких брошюр, изданных православными издательствами.

Если скажешь слово на пользу другим, то получишь венец.
Аватара пользователя
НИКОЛ@Й
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 20 сен 2008, 23:31
Откуда: ОДЕССА Украина
Возраст: 61
Страна: Ukraine (ua)
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим

Re: ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ

Сообщение НИКОЛ@Й » 21 сен 2008, 14:58

"...погибшее овча аз есмь,
воззови мя, Спасе, и спаси мя."


Панихида

Существует заблуждение, что нельзя совершать панихиды об усопшем до его отпевания. Напротив, весьма хорошо во все дни, предшествующие погребению, заказывать за усопшего панихиды в одном или нескольких храмах.
По учению Церкви, душа человека проходит страшные мытарства в то время, когда тело его лежит бездыханно и мертво, и, без сомнения, в это время душа усопшего имеет великую нужду в помощи Церкви. Панихида помогает облегчить душе переход в другую жизнь.
Начало панихид восходит к самым первым временам христианства. В переводе с греческого слово "панихида" означает "всенощное пение". Гонимые иудеями и язычниками христиане могли молиться и совершать бескровную жертву без помехи и тревог только в самых уединенных местах и ночью. И только ночью же могли они убирать и провожать на вечный покой тела святых мучеников. Это делалось так: истерзанное, обезображенное тело какого-нибудь страдальца за Христа они тайно уносили куда-нибудь в далекую пещеру или в самый уединенный и безопасный дом; здесь в продолжение всей ночи они пели над ним псалмы, потом отдавали ему благоговейное целование и к утру предавали земле. Впоследствии точно так же провожали на вечный покой и тех, которые хотя и не страдали за Христа, но всю жизнь посвящали служению Ему. Такое всенощное псалмопение над почившим называлось панихидой, то есть всенощным бдением. Отсюда и молитвы и псалмопения над почившим или в память его и получили название панихиды.
Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои.
Совершая панихиду, Святая Церковь сосредотачивает все наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд Божий, как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде, исповедуя свои дела пред Господом, не дерзая предвосхищать у всеправосудного Господа тайны Его суда над душами наших усопших.
Песнопения панихиды не только приносят облегчение душе усопшего, они утешительны и для молящихся.

Если скажешь слово на пользу другим, то получишь венец.
Аватара пользователя
НИКОЛ@Й
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 20 сен 2008, 23:31
Откуда: ОДЕССА Украина
Возраст: 61
Страна: Ukraine (ua)
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим

Re: Материалы, которые помогают пережить горе...

Сообщение Ольга777 » 26 авг 2009, 11:01

О пользе молитвы за усопших


Молитва церковная есть такая всемогущая сила, которая проходит Небеса, восходит ко престолу Всевышнего, нисходит даже до бездны ада и изводит оттуда узников на свободу. Ибо молитва приносится Отцу Небесному во имя Христово пред великою Жертвою, принесенной Сыном Божиим за грехи всего мира.

Она сопутствуется и подкрепляется молитвами всех святых и Матери Божией.

С каким притрепетным желанием душа усопшего ожидает, когда сродник ее, пребывающий в земной жизни, пойдет во храм Божий, чтобы помянуть ее при великом и страшном священнодействии, и сам помолится о Ней вместе со всей Церковью!

Какую неизъяснимую радость, восторг и блаженство будет ощущать душа поминаемого, когда и в ее память часть из просфоры опустится в святую Чашу, погрузится в святейшую кровь Сына Божия с молитвою священнодействующего: “Отмой, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих”.

Вот и бесценная, ничем не заменимая помощь, которую мы можем оказывать усопшим.

Отслужить обедню в храме важнее посещения могил родственников. Нужно помнить всем нам, что украшение могилы усопших пользы усопшим никакой не приносит, но еще и доставляет вред душам их.

В дни памяти усопших, если это не отвлекает от храма, а также в другие дни можно посетить могилы, прочитать из Псалтыри 118 – ю кафизму или Серафимово правило. На кладбище нельзя брать собак.

Святоотеческое учение подчеркивает благодатность молитвы об усопших. Об особенной умилостивительной силе бескровною жертвы для умерших св. Кирилл Иерусалимский говорит так: “Превеликая польза будет душам, о которых приносится моление, когда предлагается Святая и Страшная Жертва”.

Св. Иоанн Златоуст учит: “Да не обленимся помочь отшедшим и приносить за них молитвы, ибо предлежит общая для всего мира очистительная жертва. И без сомнения возможно приобресть душам умерших прощение через дары, приносимые за Них”.

Хорошо и приятно усопшему все, но если усопший мало веровал или без креста умер, то лучше за него милостыня, чем молитва.

Мы веруем, что души людей, впавших в грехи, и перед смертью принесших искреннее покаяние, но не успевших сотворить плодов покаяния, терпят за свои грехи наказание. Эти души не теряют надежды получить избавление от мук.

Но облегчение и избавление они могут получить единственно по нашим молитвам и добрым делам, которые мы творим в их память. Из тьмы ада в страхе вечной погибели только к нам они с надеждой простирают взоры своей души, от нас просят помощи. Горячая молитва за умерших и добрые дела во имя их избавления являются для нас священной обязанностью, священным долгом каждого христианина.

Желательно приглашать священника отслужить панихиду на могиле.

Был случай, когда после служения на могиле усопшая явилась родственнице и сказала: “До сих пор на мне как бы камень лежал, а как только ты отслужила по мне лично, так камень с меня снят”.

Мы знаем, что сотворены Богом существами бессмертными, и поэтому, когда покинем землю, полную скорбей жизнь, то перейдем в новую, где будем жить со своими родными и близкими, которые прежде нас покинули жизнь земную.

Зная эту истину, мы с большим усердием должны возносить молитвы за усопших. Чем пламеннее и усерднее будет молитва наша, тем теснее она соединит нас с ушедшими из этой жизни, тем радостнее будет сознание, что мы в молитве беседуем со своими близкими.

После нашей телесной смерти души дорогих нам усопших с большой благодарностью напомнят нам на вечном свидании о тех молитвах, которые мы воссылали за них к Милосердному Отцу нашему, о милостынях, которые ради них мы подавали.

И при этой встрече отойдет от души нашей печаль, по слову апостола Иоанна Богослова: “… возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас”. (Ин. 16.22). Аминь.
Аватара пользователя
Ольга777
 
Сообщения: 2923
Зарегистрирован: 04 май 2009, 12:57
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Помощь усопшим

Сообщение Ольга777 » 11 сен 2009, 10:15

КАК ПРАВИЛЬНО МОЛИТЬСЯ ЗА УСОПШИХ

Если бы там невозможно было изменение духовного состояния души, то зачем было Церкви с самого начала своего существования молиться за усопших? А она постоянно поминает их и призывает к молитве всех верующих, научая, как правильно это делать. Особенно важна молитвенная помощь душе в первые 40 дней по кончине человека, что, конечно, совсем не означает ненужности или бесполезности молитвы в последующее время. Но какой она должна быть?

Отвечая на этот вопрос, необходимо сказать о двух совершенно разных пониманиях молитвы. Одно — искренняя, сердечная, покаянная молитва, совершаемая как индивидуально, так и соединенная с определенными богослужениями. Другое — молитва, ограниченная лишь формой.

К великому сожалению, второе, как правило, преобладает в нашей реальной жизни. Происходит это по незнанию, по лености, по самооправданию. Молитвой часто называют не обращение к Богу — с вниманием, с благоговением и сокрушением сердца, а присутствие за богослужением, совершение его священнослужителями, чтением и пением слов молитвы — без сути самой молитвы, в результате чего сами литургические формы остаются для человека пустыми, бездейственными словами. Очень важно помнить, что мы обманываем себя, когда довольствуемся одной словесной оболочкой молитвы без понуждения себя к самой молитве. Все знают, как можно, не молясь, лишь постоять в храме, послушать хор, помечтать, нагрешить в мыслях и с этим полным коробом возвратиться домой. Известен случай, когда Иван Грозный спросил однажды блаженного Василия, много ли народа в храме, тот ответил: «двое» — а храм был полон присутствующими. Оказывается, лишь два человека молились в нем — остальные только присутствовали. Это отношение к молитве обличил Господь: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15; 8).

Так вот, когда умирает человек, то очень часто его родные ограничиваются лишь внешней стороной поминовения: заказывают панихиды, сорокоусты, подают заупокойные записки, ставят свечи, передают деньги в монастыри, в храмы и т. д. И если много денег — так хоть во все монастыри и храмы, всем батюшкам и матушкам! Но если я сам при этом палец о палец не ударю, чтобы ради любимого (!), родного человека хотя бы чуть-чуть воздержаться от гнева, злословия, осуждения, чревоугодия и прочего, понудить себя к исповеди и причащению, к чтению слова Божия и Святых Отцов, к помощи нуждающимся, больным? Мы хотим без труда (над собой) вынуть рыбку из пруда, без малейшего подвига борьбы со своим ветхим человеком починить ветхость другого. И это называем поминовением усопшего, молитвой за него! Где-то кто-то вместо меня должен помолиться за усопшего. Но молятся ли там или только поминают? Очень откровенно и со скорбью отвечает на этот вопрос святитель Феофан: «Если никто не воздохнет от души, то молебен протрещат, а молитвы о болящей не будет. То же и проскомидия, то же и обедня... Служащим молебен и на ум не приходит поболеть пред Господом душою о тех, коих поминают на молебне... Да и где им на всех наболеться?!» [59] Поэтому «сделать» что-то внешнее, без малейшего внимания к своей душе, без молитвы — это типичное язычество. А что Писание говорит: «Ни жертвы, ни приношения, ни всесожжении, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону [то есть внешне, формально], — Ты не восхотел и не благоизволил» (Евр. 10; 8). «Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50; 18, 19). То есть только при духе и сердце сокрушенном и смиренном Бог принимает наши жертвы, дары и поминовения, в противном случае Он не благоволит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23; 23). Видите, с какой угрозой предупреждает Господь: «Горе вам, лицемеры», если ограничиваетесь «десятиной», то есть одними внешними делами, а то оставляете, то есть чистотой своей души не занимаетесь. Все внешнее хорошо только в том случае, когда не оставляется то. Что же есть то, чем можем помочь усопшему? Господь отвечает: суд — рассудительное, разумное, по Евангелию, отношение прежде всего к своей духовной жизни; милость — великодушие к согрешающим, милосердие к нуждающимся, прощение обижающих; вера — личная праведная жизнь, личное покаяние, личная молитва.

В высшей степени насущный вопрос: как оказать помощь усопшему, как молиться за него? Протестанты, кстати, отвергли молитвы за усопших. Православная же Церковь с самого начала своего существования утверждает необходимость такой молитвы, утверждает, что состояние души, оказавшейся после смерти в узах демонов страстей, можно изменить. Ведь, за кого призывает Церковь молиться? За святых? Нет, за грешников, которым, оказывается, наши молитвы могут помочь избавиться от стрáстного демона-мучителя. Каким образом? На это Господь прямо ответил ученикам, не сумевшим изгнать беса: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17; 21). Этим Он открыл нам великую истину, сокровенную тайну: освобождение человека от рабства страстям и демонам требует не только молитвы, но и поста, под которым подразумевается воздержание своих ненасытных страстных похотей души и тела, понуждение хотя бы к минимальному подвигу. Святой Исаак Сирин писал: «Всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце, вменяется заодно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва не имеет в себе души» [60]. Но такой пост встречается редко — мало подвизающихся. (Подробнее об этом — в следующей главе.)

Потому и дар изгнания бесов давался Богом очень редким подвижникам, а вовсе не любому священнослужителю. Рукоположение не дает ни дара чудотворений, ни тем более власти над бесами! Даже апостолы, пытавшиеся изгнать беса просто произнесением молитвы, потерпели, как видим из Евангелия, неудачу.

Подобное же, если не худшее, происходит с современными отчитывателями (заклинателями), которые, не победив своих страстей и не получив от Бога дара Духа Святого к изгнанию бесов, берут на себя смелость заниматься таким страшным делом, изображая из себя чудотворцев! Неужели не понятна столь простая истина, что только достигший бесстрастия, то есть изгнавший из себя бесов, способен без вреда для бесноватого и для самого себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы?! Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (V в.) гневно обличает неразумных заклинателей: «А кто желает повелевать нечистыми духами, или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не следует Учителю смирения... Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями» [61]. И он же: «Никто не должен быть прославляем за дары и чудеса Божии... Ибо весьма часто люди развращенные умом и противники веры именем Господа изгоняют демонов и творят великие чудеса» [62].

В Деяниях апостолов промыслительно рассказывается о таких заклинателях, которые тогда, как и теперь, дерзко рассчитывали силою слов молитв и имени Иисусова (как в магии) изгнать беса: «Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома. Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Эллинам, и напал страх на всех их» (Деян. 19; 15—17). Это — серьезнейшее предупреждение всем современным священнослужителям, занимающимся отчитыванием вопреки учению Святых Отцов и тысячелетней традиции Русской Церкви [63], и печальный пример того, как можно исказить молитву, пользуясь ее словами и внешними формами, игнорируя важнейшие условия ее совершения.

Но вернемся к молитве за усопших.

Вот поразительный случай, который описывается в древнем житии святителя Григория Двоеслова, Папы Римского (который жил еще в VI веке, то есть до отпадения Западной церкви). Он молился не за кого-либо, а за императора Траяна († 117) — одного из жестких, по неведению, гонителей христиан, и в то же время — за лучших по своей справедливости и заботе о бедных правителей Римской империи. Святитель Григорий, тронутый одним из его поступков (Траян защитил бедную вдову, находившуюся в отчаянном положении), стал усиленно, с подвигом, молиться за него. В результате ему было открыто, что молитва его принята. Как это понять? Ведь Траян не только не был крещен, но и был гонителем христиан. Но что слышим: «Пусть никто не удивляется, когда мы говорим, что он (Траян) был крещен, ибо без крещения никто не узрит Бога, а третий вид крещения — это крещение слезами» [64]. Чьими же слезами? Святого Григория. Вот какова может быть сила молитвы, соединенной с постом! «Хотя это и редкий случай, — поясняет иеромонах Серафим (Роуз), — но он дает надежду тем, чьи близкие умерли вне веры» [65]. Кстати, святитель Марк Эфесский (XV в.), борец с католиками за Православие, ссылался на случай с Траяном как на факт, не вызывающий сомнений: «Некоторые из святых, молившихся не только за верных, но и за нечестивых, были услышаны и своими молитвами исхитили их от вечного мучения, как, например, первомученица Фекла — Фалконилу и божественный Григорий Двоеслов, как повествуется, — царя Траяна» [66].

Осипов А.И., профессор
Аватара пользователя
Ольга777
 
Сообщения: 2923
Зарегистрирован: 04 май 2009, 12:57
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Помощь усопшим

Сообщение Ольга777 » 11 сен 2009, 10:22

Поминовение усопших на домашней молитве

Мы коснулись всех разнообразных случаев, когда Святая Церковь разрешает или сама призывает, иногда усиленно призывает к молитве об усопших. Но все доселе перечисленные случаи поминовения усопших совершаются с иереем. А там, где действует иерей, представитель всей данной малой Церкви, лицо, по благословению архиерейскому облеченное особливыми иерархическими полномочиями, там всякая молитва становится общественной, церковной, хотя бы совершалась вне храма, хотя бы в присутствии одного богомольца или даже и совсем без богомольцев. Поэтому все заупокойные последования точно определены в своем составе, точно назначено и время, когда они могут или не могут быть совершаемы. И этих установленных Святою Церковью пределов никто не имеет права преступать.

Иное дело - домашняя молитва каждого в отдельности, хотя и для нее дается более или менее определенный Устав, но на ней предоставляется каждому некоторый простор и некоторая свобода для проявления личной настроенности, личного усердия[2]. Церковь для домашней молитвы указывает лишь некоторый минимум, помещая в Псалтири следованной вечерние и утренние молитвы. И те и другие изложены так, что почти все являются молитвою одного молящегося о нем самом. Поэтому в дополнение к вечерним и утренним молитвам Псалтирь дает еще помянник, который дОлжно всякому мирянину и иноку по окончании своего келейного правила читать со всяким умилением и усердием.

В каком же виде может быть совершаемо на домашней молитве поминовение усопших сверх того, что имеется в помяннике, предназначенном для ежедневного чтения?

Чтение Псалтири по усопшем

Обычай читать Псалтирь по усопшим восходит к глубокой древности. У нас Псалтирь читается при гробе усопших мирян. В некоторых местах есть специально чтецы, которые или приглашаются в дом умершего для непрерывного чтения Псалтири, например, в течение 40 дней или даже целого года, или у себя в доме читают Псалтирь по просьбе сродников усопшего. Во многих православных обителях совершается так называемое неусыпное денно-нощное чтение о живых и усопших. При таком чтении Псалтири, кроме обычных тропарей и молитв по каждой кафизме, присоединяется еще на каждой "Славе" особая молитва, за которой поминаются имена усопших[4].

Чтение боговдохновенных псалмов Давида вообще должно быть частным занятием православных христиан. "Никие же бо иныя книги тако Бога славят, якоже Псалтирь... [она] и за весь мир Бога молит"[5]. Устав церковный назначает прочитывать за богослужением кроме многочисленных псалмов, входящих в состав основных частей богослужения, и всю Псалтирь подряд в одну седмицу, а в Великом посту даже и два раза в седмицу. Чтение Псалтири в память усопших, несомненно, приносит им великое утешение и само по себе, как чтение слова Божия и как свидетельствующее о любви к ним и память о них их живых собратий. Приносит оно им и великую пользу, ибо приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых: так же как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело. Поэтому заслуживает всякого поощрения существующий во многих местах обычай просить священнослужителей, в монастыре, или лиц, специально этим занимающихся, почитать Псалтирь в память усопших, причем эта просьба соединяется с подачей милостыни за поминаемых. Но гораздо превосходнее чтение Псалтири самими поминающими. Тогда получается многосугубая польза. Для поминаемых это будет еще более утешительно, ибо свидетельствует о большей степени любви и усердия к ним их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими. Господом подвиг чтения будет [принят] не только как жертва за поминаемых, но и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении. И, наконец, сами читающие Псалтирь получат от слова Божия и великое утешение, и великое назидание, чего они лишаются, поручая другим это доброе дело и сами чаще всего не присутствуя даже при нем. А милостыня может и должна быть подаваема самостоятельно, независимо от чтения Псалтири, и ценность ее в этом последнем случае будет, конечно, выше, ибо не будет соединена с возложением обязательного труда на приемлющего, а будет подана по заповеди Спасителя туне [см.: Мф. 10, 8] и потому будет принята Господом как милостыня сугубая.

В наших богослужебных книгах нет определенных указаний о порядке чтения Псалтири по усопшем. В Псалтири следованной печатаются псалмы все подряд с подразделением на кафизмы и "Славы" без всяких добавлений. Это для богослужебного их употребления. После всех псалмов помещаются особые тропари и молитвы по каждой кафизме. Это для келейного чтения[6]. В особо издаваемых Псалтирях эти тропари и молитвы помещаются наряду после каждой кафизмы. Если чтение Псалтири о живых и умерших или о тех и других вместе соединяется с обычным ежедневным келейным чтением Псалтири, тогда по первой и второй "Славе" на каждой кафизме могут быть присоединяемы моления о живых и усопших или об одних последних, а по каждой кафизме - обычные тропари и молитвы. Если же чтение Псалтири совершается только ради поминовения, особенно при гробе усопшего, тогда нет нужды читать по кафизмах назначаемые для обычного келейного правила тропари и молитвы. Более соответственным будет во всех случаях и после каждой "Славы" и после кафизмы читать специальную поминальную молитву. Относительно формулы поминовения при чтении Псалтири нет однообразия. В различных местах употребляются различные молитвы, иногда произвольно составленные. Практика Древней Руси освятила употребление в этом случае того заупокойного тропаря, которым должно завершаться келейное чтение заупокойных канонов: "Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего…"[7], причем во время чтения полагается пять поклонов, а самый тропарь читается трижды.
Чтение Святого Евангелия в память усопших[8]

Чтение и других книг Священного Писания в память живых и усопших может быть также полезно и плодотворно и для читающих, и для тех, за кого читается, особенно чтение Святого Евангелия. Люди, опытные в духовной жизни, советуют читать Евангелие за находящихся в тяжелых обстоятельствах. "Чтение Псалтири,- говорит известный подвижник Киево-Печерской Лавры иеросхимонах Парфений (†25 марта 1855),- укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет трение грехов наших: ибо слово Божие огнь попаляяй есть. Однажды в продолжение сорока дней читал я Евангелие о спасении одной благотворившей мне душе, и вот вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапу спадает огнь с небесе, попаляет терние, и поле остается чисто. Недоумевая о сем видении, я слышу глас: терние, покрывающее поле,- грехи благотворившей тебе души; огнь, попаливший его,- слово Божие, тобой за нее чтомое"[9].

Известны и другие случаи плодотворного действия чтения Святого Евангелия для тех, за кого оно было читаемо. Чтение же его за усопших находит свое основание и оправдание и в обычае, твердо установившемся у нас: читать Святое Евангелие у гроба архиереев и священников, а в некоторых местах - и у гроба мирян, особенно на Пасхальной седмице.
Поминовение на домашней молитве неправославных[10]

На домашней молитве по благословению отца духовного может быть совершено поминовение даже и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении. О преподобном Макарии Египетском известно, что он молился об умерших язычниках, и это приносило им отраду. Синаксарь субботы мясопустной[11] повествует о том, что святитель Григорий Двоеслов молился о языческом императоре Траяне и получил извещение, что молитва его не бесплодна. Такой строгий ревнитель Православия, как преподобный Феодор Студит, не допуская открытого поминовения на литургии усопших еретиков-иконоборцев, находил возможным для близких их поминовение тайное: "…разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за них милостыню"[12].

О каноне мученику Уару об избавлении от муки в иноверии умерших

Древняя Русь при всей строгости своего отношения к умершим находила возможным молиться не только об обращении живых к истинной вере, но и об избавлении от мук в иноверии умерших. При этом она прибегала к предстательству святого мученика Уара. В старинных канонниках имеется специальный канон[14] на сей случай, совершенно отличный от канона, помещающегося в октябрьской Минее под 19-м числом[15]. Этот канон предназначается главным образом для тех, чьи ближайшие родственники или предки скончались вне общения с Православною Церковью. Кроме того, по-видимому, имеется в виду и то, что каждый из православных имеет отдаленных предков, умерших вне Православной Церкви, о которых, как о своих прародителях, подобает печаловаться. В соответствии с этим в каноне испрашивается предстательство святого мученика пред Господом о прощении и пременении [перемене, изменении] праведного Его гнева "огорченным темнаго зловерия ради нашим прародителям"[16], "в нечестии, инославии и даже в поганстве умерших" (поганый - на древнерусском языке "язычник"). Причина, по которой именно к мученику Уару обращаются с подобной молитвой, та, что "он о роде Клеопатры дивныя умолити возмог" "начало нашему подвигу (то есть молитвенному обращению к мученику Уару) - Клеопатрина ради прощения" (по-видимому, предполагается прощение языческим предкам ее). "Отсюду убо виновное восприяхом возставити тя на молитву". "Аще молишися за весь мир, великомучениче, и не престаеши, прося всем милости и всяким преступником всеми образы люто Владыце досадившим и непрестанно досаждающим, иже мертвыми делы себе до конца умертвившим и ничтоже приобретшим (то есть ставших ничем не лучше мертвых), яко зло сотворшим"[17] "такоже, страстотерпче, предстани и о наших умерших сродницех... припадая к… Господу, да простит и помилует, иже во тьме седящия". "Аще пророк… поет милости… Господни возвести" (ср.: Пс. 88, 2), "то и мы веруем, что неоскудны щедроты Его и доныне", и поэтому просим Его: "Агнче Божий, пречистою Своею Кровию нас искупивый, Феклино и блаженнаго Григория[18] моление услышав, Мефодия со многими[19] и Макария[20] прием прошения, и отраду и избаву зловерным подав умершим, и Златоустаго о сих молитися написати воздвигнув,- приими убо, Владыко, с сими и славнаго Уара и молитвами их воспоминаемыя от нас прости и помилуй".
О каноне преподобному Паисию Великому, поемом за избавление от муки без покаяния умерших

"В старинных канонниках имеется еще канон преподобному Паисию Великому, "поемый за избавление от муки без покаяния умерших"

* * *

Преподобный Паисий Великий (†19 июня /2 июля; V в.) родился в Египте. С детства полюбил он иноческую жизнь. Отрекшись от своей воли, он жил под духовным руководством святого Памвы, оказывая ему полное послушание. Позднее, тяготясь нарушением безмолвия, он поселился в более отдаленную пещеру. Преподобный Паисий отличался великим смирением, совершал подвиги поста и молитвы, но старался скрывать их от посторонних глаз. Он имел пламенную любовь ко Господу, и иноческие подвиги его были велики. Однажды преподобному явился Спаситель и обещал, что отныне будет исполнять любое его моление, о чем только он не попросит. Так, своей молитвой преподобный Паисий обратил к покаянию одного добродетельного старца с его учениками, которые по недомыслию своему проповедовали неправильное учение о Святой Троице. В другой раз преподобный обратил к покаянию своего ученика, который, соблазненный словами еврея, по неосторожности отрекся от Христа и тем самым лишился Божественной благодати. В житии преподобного Паисия повествуется и о других случаях, когда великий угодник умолял Господа и Тот даровал покаяние и обращение заблудшим рабам Своим, не попуская их погибели во грехе, прельщении и ереси. Согласно церковному Преданию, преподобный Паисий имеет от Бога благодать облегчать страдания умерших без покаяния.

О молитве за некрещеных и мертворожденных младенцев

Некоторые старцы по просьбе матерей, у которых младенцы рождались мертвыми или умирали некрещеными, давали образцы молитв для поминовения таких младенцев на домашней молитве. Они советовали также и не одним только матерям, по чувству христианской любви, молиться о младенцах, кои во утробе православных матерей умерли нечаянно от неведомых действий, или от трудного рождения, или от некоторой неосторожности, и потому не приняли крещения,- дабы Господь окрестил их в море Своих щедрот и спас неизреченною Своею благодатию. Образцы таких молитв[24] были, между прочим, в синодике Григория, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского (†17 июня 1860).
Аватара пользователя
Ольга777
 
Сообщения: 2923
Зарегистрирован: 04 май 2009, 12:57
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Смерть есть к жизни возрожденье

Сообщение Ольга777 » 11 сен 2009, 10:27

Что происходит с душой человека за порогом жизни?

Я около десяти лет хожу в храм, стараюсь жить по Заповедям. Однако, меня очень смущает тема смерти и загробной жизни. Я испытываю удру" чающие чувства и большую тревогу, когда узнаю о смерти людей или вижу похороны. Почему так происходит? Оксана Юрьевна.

Это происходит от неправильного подхода к самому факту кончины человека, от неверия в то, что душа человека продолжает жизнь в вечности. О том, что происходит с душой человека за порогом жизни, люди либо очень мало знают, либо вовсе не хотят знать.

Опыт показывает, что, даже обращаясь к священнику с просьбой отпеть покойного или отслужить панихиду, мало кто задумываются о духовном смысле этих треб. Одни погружаются в безудержные переживания по поводу утраты близкого человека: "На кого ты меня покинул?", другие, зачастую впервые оказавшись в храме, все свои мысли направляют на выяснение того, что можно делать в церкви, а что нельзя.

Однако очень многое меняется, когда родственники и близкие с любовью, с желанием помочь усопшему именно молятся, а не просто безучастно стоят со свечами.

Расскажу о своем собственном опыте встречи со смертью близких мне людей. Всего два примера. Моя мама умерла в храме, где я служил. Через 10 минут после того, как остановилось ее дыхание, должна была начаться Божественная Литургия. Люди стояли в храме с сочувствием и ожиданием на глазах, и, несмотря на то, что такое большое горе меня посетило, я дал первый возглас и начал службу.

Признаюсь, было очень трудно, я едва произносил молитвы, но с Божией помощью, спустя буквально несколько минут, все прошло. На душе стало спокойно. Помню, думал тогда: "Сейчас мама видит то, что никогда не видела.

Наверно, она ощущает великую радость, ту, что не дана живущим на земле; она видит ангелов; видит, как происходит эта литургия…" Меня не покидала какая - то светлая надежда, что мама чувствует облегчение через соборную молитву всех, кто стоял на том памятном богослужении.

Другая история. Довелось мне провожать в последний путь двоюродного брата, который утонул. Его близкие родственники знали, что я священник, но отпевание совершили заочно. Более того, приняли решение кремировать останки, несмотря на то, что была возможность обычного христианского захоронения.

Когда мы вошли в зал для прощания, началась истерика, крики, плач родственников. Я начал служить панихиду, и вскоре все будто замерли. Установилась полная тишина, а мне показалось, будто к людям пришло понимание того, что сейчас происходит что - то очень важное. Уже на поминках кто - то из родственников удивлялся, дескать, что же произошло, почему все, осознавая горечь утраты, все - таки как бы успокоились?

Церковь дает объяснение этим проявлениям. Каждый человек, живя на земле, совершает какие - то грехи, которые отдаляют нас от Бога. Ведь могло быть и так, что человек жил и заботился лишь о "веке сем". И вот он встал перед лицом смерти, а ничего для спасения своей души не было сделано им.

Мало кто успел перед смертью даже сказать в покаянии: "Господи, помилуй!". Душа после смерти человека приближается за помощью к самым близким. Если она не находит помощи, начинает глубоко страдать. Близкие, ощущая это, впадают в негативные эмоции, в отчаянный плач. Во время же молитвы души и усопших, и живых получают помощь и облегчение.

Когда совершается отпевание, происходит очень важный момент - читается разрешительная молитва, которую прочитать может только священник. В этой молитве испрашивается пред Господом прощение грехов, которые совершил усопший за свой жизненный путь.

Это великая милость Божия, что, оставаясь жить на земле, мы не теряем связи с нашими умершими. Даже если наши близкие умерли без Бога в душе, мы с вами, приближаясь к Богу, стараясь выполнять церковные правила, не только будем спасать свои души, но и, даст Бог, поможем своим близким получить прощение.

Близкие могут помочь усопшим и тем, что будут выполнять за них то, что ими не соблюдалось или нарушалось. К примеру, был человек жадным - больше благотворите, был гневливым, вспыльчивым - старайтесь быть смиренными. Стремитесь как бы отработать то, что он не выполнил. Все это требует духовного труда. Это очень сложно, но необходимо. Сколько мы обращаемся к тем, кто приходят на отпевание: "Придите, помолитесь о ваших близких на девятый день, сороковой".

Как правило, люди предпочитают заняться другими делами: сходят на кладбище, накроют столы, заготовят еды побольше, а в церковь если и придут, то тогда, когда служба уже заканчивается.

Помолиться же за душу усопшего некому. Мы не осознаем эту важность, а почившие осознают, но сделать уже ничего не могут.

Есть еще один важный момент. Когда наши близкие, наши дети и внуки видят перед собой добрый пример того, как мы поминаем своих умерших родственников, ходим в храм, следим за надгробием, пишем записочки, заказываем панихиды, то имеется большая надежда, что и они, когда придет час, будут делать так же, будут молиться о нас.

Протоиерей Олег Кудряков
газета «Жизнь православная» 2007 #2 (62)
Аватара пользователя
Ольга777
 
Сообщения: 2923
Зарегистрирован: 04 май 2009, 12:57
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Материалы, которые помогают пережить горе...

Сообщение Ольга777 » 25 сен 2009, 12:55

ТЫ ПОМНИЛ МЕНЯ



Многих наших присных уже давно нет на земле, однако любящее сердце не может забыть их, рвется к ним, даже, может быть, больше, чем к живым. Подобным образом и усопшие смотрят из потустороннего мира в нашу сторону, горя любовью к тем, кто здесь их сердцу был особенно близок. Если же кто из умерших достиг оправдания перед Богом, то он, отвечая на нашу любовь взаимной любовью, ниспосылает нам свыше небесную помощь; а тому, кто еще не достиг оправдания, в облегчении его загробной участи может очень помочь наша молитва.



Придет время, когда мы увидимся с ними. Как же радостно будет услышать от них слово благодарности за молитву! Они скажут: «Вот ты помнил меня, не забыл меня и помог мне во время нужды моей. Благодарю тебя». И напротив, как горько будет услышать упрек тому, кто не молился за умерших! «Вот ты не вспоминал обо мне, не молился обо мне, не помог мне в час нужды моей. Упрекаю тебя».



Состояние усопших подобно положению человека, плывущего по очень опасной реке. Молитва за усопших – это как бы спасательный канат, который бросает человек утопающему ближнему.



Архимандрит Кирилл (ПАВЛОВ)
Аватара пользователя
Ольга777
 
Сообщения: 2923
Зарегистрирован: 04 май 2009, 12:57
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Материалы, которые помогают пережить горе...

Сообщение RoMaNa » 23 ноя 2009, 16:35

Ольга777 писал(а):ТЫ ПОМНИЛ МЕНЯ
Многих наших присных уже давно нет на земле, однако любящее сердце не может забыть их, рвется к ним, даже, может быть, больше, чем к живым. Подобным образом и усопшие смотрят из потустороннего мира в нашу сторону, горя любовью к тем, кто здесь их сердцу был особенно близок. Если же кто из умерших достиг оправдания перед Богом, то он, отвечая на нашу любовь взаимной любовью, ниспосылает нам свыше небесную помощь; а тому, кто еще не достиг оправдания, в облегчении его загробной участи может очень помочь наша молитва.
Придет время, когда мы увидимся с ними



За это я всё бы отдала!!! Этими словами и живу...
"Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать..."/В. Цой/
Аватара пользователя
RoMaNa
 
Сообщения: 247
Зарегистрирован: 18 окт 2009, 06:50
Возраст: 37
Страна: Russia (ru)
Вероисповедание: Верю в Бога в душе
Цель пребывания на форуме: Получил помощь, теперь хочу помогать другим

Re: О поминовении усопших

Сообщение Ольга777 » 19 янв 2010, 13:40

О поминовении усопших
http://www.memoriam.ru/main/ritual


Ольга, я поменял ссылку. Уж простите :oops: . У нас вся информация об этом уже есть в соответствующем разделе.

Кризисный психолог
Аватара пользователя
Ольга777
 
Сообщения: 2923
Зарегистрирован: 04 май 2009, 12:57
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

След.

Вернуться в Как и чем можно помочь душе ушедшего человека

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1



© Memoriam.Ru, 2007-2019