Страница 5 из 6

Re: Помощь душам усопших по молитвам прп. Кирилла Белозерского

Добавлено: 21 июн 2010, 10:46
Кризисный психолог
Ну и наконец мы доделали внутренее освещение иконы. Теперь две лампы направлены прямо на икону "Явления преподобному Кириллу Богородицы в Старом Симонове". Совершенно другой внутренний вид стал. Вот вчерашняя фотография

Изображение


А также удалось успеть сделать и внешнее освещение. Теперь один прожектор бьет на фронтальную часть часовни, а другой на купол и крест. А еще два светильника всепогодных и водонепроницаемых расположены нод стенами часовни. Они будут подсвечивать эти стены, подчеркивая объем. Вообще все очень красиво! Я обязательно вечером как нибудь сфотографирую и размещу.
На снимке - монтаж прожекторов.
Изображение



Ну и очень важно, что удалось к празднику сделать и озвучку. Теперь с 07 утра и до 21 часа около часовни постоянно слышны акафисты Иисусу Сладчайшему, Богородице, прп. Кириллу и прп. Ферапонту. Они крутятся постоянно. Для этого высоко на дереве прикреплена всепогодная звуковая колона. Акафисты создают совершенно потрясающую молитвенную и просто удивительную атмосферу. Словами я не знаю как это передать. Это можно только увидеть и услышать..

Вот звуковая колонна


Изображение


Вчера вокруг часовни замечательный ландшафтный архитектор, во славу Божию, абсолютно бесплатно озеленила территорию возле часовни, за 2 часа создав совершенно чудесную атмосферу растениями. Я обязательно потом выложу фоты озеленения. Это очень интересно. И там все делалось не только красиво, но и символично, со смыслом.


А вот рушник (вышитое руками полотенце) сделала за год моя жена. Вчера мы его одели на икону

Изображение

Изображение

Re: Помощь душам усопших по молитвам прп. Кирилла Белозерского

Добавлено: 21 июн 2010, 10:47
Кризисный психолог
Ну и конечно надо сказать о том, что очень многие форумчане трудились физически для благоукрашения часовни! Несколько раз за год мы собирались для того , чтобы собственными руками положить брусчатку, выкопать траншею для того, чтобы пустить под землей провод в обход часовни, чтобы убраться внутри и снаружи, сделать ремонт. Я даже не считал сколько раз те или иные форумчане принимали в этом участие. Но прп. Кирилл безусловно помнит их всех. И молится о всех нас.

Вот фотографии со вчерашней генеральной уборки часовни


Так одна администратор моет стекла в киоте иконы прпп. Кириллу и Ферапонту


Изображение


Икону вставили, прибиваем заднюю часть

Изображение


Чистим, отмываем.. )))

Изображение

Изображение


А это видео дополнительно я решил разместить о том, как шла работа в сентябре 2009 года. Это только один день по укладке брусчатки около часовни. А вообще ее положили за два дня.


Укладка брусчатки. День первый.




А это просто бонусная фотка :D Так выглядела часовня, когда ее строили! Неправда ли, разница заметна? ;) :dance: :)



Изображение

Re: Помощь душам усопших по молитвам прп. Кирилла Белозерского

Добавлено: 21 июн 2010, 10:53
Кризисный психолог
И в канун праздника прп. Кирилла Белозерского хочется сказать всем жертвователям, трудникам, помощникам ОГРОМНОЕ спасиБо!
Вы просто все молодцы! Все мы, соборно, общими усилиями, как всегда на Руси делали, смогли сделать это богоугодное дело.
И вот неполный список (более полный в храме) тех, кто участвовал в этом деле. Церковь молится на каждой Литургии о "строителях, благоукрасителях святаго храма сего", а значит и о трудниках, и о жертвователях.


О здравии

Протоиерея Владимира
Священника Сергия

Аллы
Ивана
Николая
Екатерины
Максима
Екатерины
Ольги
Татьяны
Екатерины
Надежды
Юлии
Ильи
Надежды
Ольги
Елены
Татьяны
Павла
Михаила
Наталии
Екатерины
Елены
Фотинии
Марии
Екатерины
Екатерины
Елены
Юлии
Александры
Юрия
Алексея
Дмитрия
Андрея
Дмитрия
Ивана
Георгия
Алексея
бол. Ирины
Вячеслава
Сергея
Виктора
Антона
Марии
Евгении
Владислава
Максима
Ольги
Димитрия
Сергея
Александра
Дмитрия
Ульяны
Вадима
Елены
Марии
Анны
Любови
Михаила
Николая
Михаила
Зинаиды
Валентины
Олега
Людмилы
Надежды
Николая
Евгения
Ирины
Екатерины
Татьяны
Николая
Галины
Веры
Ксении
Александр
Алексей


Об упокоении

Вячеслава
Александра
Анатолия


Завтра постараюсь выложить фотографии с праздничного крестного хода

Кто может - приходите завтра на Литургию к 8.00!
;)

Re: Помощь душам усопших по молитвам прп. Кирилла Белозерского

Добавлено: 01 окт 2010, 08:54
Кризисный психолог
Ну вот дошло дело и до еще одного дела в благоукрашении часовни. Теперь есть возможность поставить большой памятный камень с гранитной табличкой об этом месте (поставим его у часовни слева, рядом с дорогой). И помочь в этом захотел один из известнейших ландшафтных архитекторов, ведущий программ по ТВ, добрый и хороший человек (пока не буду писать кто это. Поскольку он человек известный и достаточно публичный, то сначала возьму у него разрешение чтобы написать о нем))
Он сам захотел подобрать камень (у него их очень много), а также сделать у знакомых граверов табличку. Кроме того он хочет силами своей фирмы привезти и установить камень, а также высадить рядом вечнозеленые кустарники, чтобы было красиво . И все это он сделает во славу Божию .
Это огромное дело, потому что без него наверное долго бы мы собирались установить камень. Просто это довольно дорогое мероприятие. Камень, табличка, перевоз камня , установка камня стоит очень не маленьких денег (думаю, что от 1000 долл).


Теперь остался один важный вопрос... Это текст, который будет на табличке (которая в свою очередь будет вмонтирована в камень ). Текст должен быть максимально коротким, красивым,лаконичным, информативным, отражающим важность места.

У меня пока есть такой вариант

На этом месте в далеком 1397 году, произошло чудесное явление Пресвятой Богородицы преподобному Кириллу Белозерскому. Здесь Божия Матерь указала преподобному путь на север со словами: «Кирилле, изыди отсюду и иди на Белоозеро, тамо боуготовах ти место, в нем возможеши спастися».

С этого святого места исполняя Ее благословение ушли в далекие северные края два великих преподобных старца : Кирилл, и его друг Ферапонт. Там они прославили имя Божие великими подвигами, трудами и чудотворениями и основали Кирилло- Белозерский и Ферапонтов монастыри, которые явились колыбелью и центром дальнейшего распространения веры христианской в северных областях святой Руси.



Я литературно не одарен, по этому прошу Вас помочь и поправить. Это может касаться стиля, смысла, орфографии, и пр.
Хотелось бы лично мне еще подобрать слово , которое характеризовало бывший Старосимонов монастырь, (где будет стоять камень), как основу, место, откуда пошло христианство на северные земли. Но слово "колыбель" уже занято :(

Может Вы подскажите идеи... ;) Время до воскресения только, а потом окончательный вариант надо дать настоятелю на утверждение.

Re: Помощь душам усопших по молитвам прп. Кирилла Белозерского

Добавлено: 01 окт 2010, 11:08
Птица Феникс
Кризисный психолог писал(а): На этом месте в далеком 1397 году, произошло чудесное явление Пресвятой Богородицы преподобному Кириллу Белозерскому. Здесь Божия Матерь указала преподобному путь на север со словами: «Кирилле, изыди отсюду и иди на Белоозеро, тамо боуготовах ти место, в нем возможеши спастися».

С этого святого места исполняя Ее благословение ушли в далекие северные края два великих преподобных старца : Кирилл, и его друг Ферапонт. Там они прославили имя Божие великими подвигами, трудами и чудотворениями и основали Кирилло- Белозерский и Ферапонтов монастыри, которые явились колыбелью и центром дальнейшего распространения веры христианской в северных областях святой Руси.
Вариант:
В 1397 году на этом месте произошло чудесное явление Пресвятой Богородицы преподобному Кириллу Белозерскому. Божия Матерь указала преподобному путь на север со словами: «Кирилле, изыди отсюду и иди на Белоозеро, тамо боуготовах ти место, в нем возможеши спастися».

Отсюда, исполняя благословение, ушли в далекие северные края два великих старца: Кирилл и его друг Ферапонт. Там они прославили имя Божие великими подвигами, трудами и чудотворениями. Там основали они Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри, ставшие истоком (дальнейшего?) распространения православия в северных областях святой Руси.

:) Освободила слово "колыбель"

Re: Помощь душам усопших по молитвам прп. Кирилла Белозерского

Добавлено: 05 окт 2010, 07:46
Кризисный психолог
Птица Феникс, вот что получилось , учитывая Ваш вариант.

На этом месте в далеком(?) 1397 году, произошло чудесное явление Пресвятой Богородицы преподобному Кириллу Белозерскому. Здесь Божия Матерь указала ему путь на север со словами: «Кирилле, изыди отсюду и иди на Белоозеро, тамо боуготовах ти место, в нем возможеши спастися».
Вскоре отсюда, во исполнение Ее благословения, ушли на северные вологодские земли, величайшие преподобные старцы Кирилл и Ферапонт. Там прославили они имя Божие великими трудами(?), подвигами и чудесами и основали Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри. Эти две обители благочестия, две жемчужины монашеской жизни, два чистейших источника веры христианской просияли в веках и (?) явились колыбелью православия в северных пределах святой Руси


Теперь уж как настоятель благословит :)

Re: Помощь душам усопших по молитвам прп. Кирилла Белозерского

Добавлено: 05 окт 2010, 11:51
Радуга
У меня тоже есть вариант. :oops:

С давних времен это знаменательное место чтится одной из святынь православия.
Здесь в 1397 году произошло чудесное явление Пресвятой Богородицы преподобному Кириллу Белозерскому, когда, представшая перед ним Матерь Божия, благословила его на дальний путь со словами: «Кирилле, изыди отсюду и иди на Белоозеро, тамо боуготовах ти место, в нем возможеши спастися».
Отсюда, во исполнение Ее благословения, ушли на северные вологодские земли величайшие преподобные старцы - Кирилл и Ферапонт. Там прославили они имя Божие великими своими трудами и чудесами святого православия, в тех краях основали они два монастыря: Кирилло-Белозерский и Ферапонтов. Две эти святые обители благочестия монашеской жизни воссияли в веках, став воистину двумя чистейшими источниками веры христианской и колыбелью православия в северных пределах святой Руси.



Есть сомнения насчет названия монастырей, они ведь не со времени основания так назывались, или ? :? :shock:
Если нет, то лучше, наверное, написать так: ...в тех краях основали они два монастыря, которые носят теперь их имена: Кирилло-Белозерский и Ферапонтов.

Re: Помощь душам усопших по молитвам прп. Кирилла Белозерского

Добавлено: 06 окт 2010, 09:05
Кризисный психолог
Спаси Господь, Радуга! Тоже отдам настоятелю этот хороший вариант. Пусть выбирает ;)

Re: Помощь душам усопших по молитвам прп. Кирилла Белозерского

Добавлено: 06 окт 2010, 09:35
Радуга
Чем больше будет выбор, тем лучше. :) ;)
Спаси Вас Господь!

Сказ о преподобном Кирилле Белозерском

Добавлено: 14 ноя 2010, 22:02
Кризисный психолог
.


Вот нашел замечательный Сказ о Кирилле Белозерском, который написала прекрасная писательница Полина Рожнова.
В Сказе описано Житие и подвиги Кирилла Белозерского, причем это сделано понятным, ясным , чистейшим , поэтичным русским языком, который передает древнюю и дивную атмосферу прошлого. Читается Сказ на одном дыхании.
Как я заметил, всем детям он очень нравится. Предлагаю всем прочитать его. Вы не пожалеете, но еще раз прикоснетесь к святой Руси, делам великого угодника Божия Кирилла, а также получите наслаждение от самого повествования.
Бог Вам в помощь!




Сказ о Кирилле Белозерском

Полина Рожнова


Не стоит земля без праведника

В нашей речи случается иногда неправильное выражение, говорящее о каком-то далеком от центра месте: "забыто Богом и людьми". Людьми оно может быть забыто, но никогда — Богом. У Бога ни одна травинка не забыта. На любой клочок земли светит солнышко, любую полянку в лесу, любую грядку в огороде окропляет дождик; зимой землю, давая ей отдохнуть, заботливо, как мать ребенка одеяльцем, укрывает снег... Можно ли говорить, что какая-то местность забыта Богом? Это грешно.
А вот очень хорошая русская пословица: "Не стоит земля без праведника", — то есть без того человека, который живет праведной жизнью, на которого равняешься, которому несешь свои горести и радости.
Уж, казалось бы, для России XIV—XV веков не было более далекого медвежьего угла, чем леса у Белого озера, но и в эти пределы Господь привел Своего угодника, монаха Кирилла, которого мы чтим как преподобного Кирилла, игумена Белозерского (память 9 июня ст.ст./22 июня н.ст.). О его жизни вы прочтете в этой книге.
Представьте себе: шестьсот лет Кирилло-Белозерскому монастырю, шестьсот шестьдесят Божьему угоднику преподобному Кириллу. Казалось бы, страшные цифры. Но нет, такова духовная сила, такова святость этого русского православного подвижника, что исчезает преграда веков. Кажется, только вчера пришел на берег Белого моря 60-летний монах Кирилл, только вчера услышали окрестные жители стук его топора...
А вскоре увидели и стены выстроенного им монастыря, ставшего центром святости не только для Русского Севера, но и для всей России.
Устроил Преподобный при монастыре и книжную мастерскую, где переводились на русский язык, переписывались и украшались духовные книги, и прекрасную библиотеку, открыл для детей школу. 30 лет подвизался великий старец в своей пустыни и почил в 1427 году.
Предлагаемую читателям повесть о Кирилле Белозерском написала православная писательница Полина Рожнова. Долгие годы она собирала и сохраняла предания, связанные с народным календарем: духовные стихи, легенды, обычаи и обряды, — и замечательно овладела народным языком. Мы отвыкли от такого языка и воспринимаем его не совсем современным. Но это язык, который мы обязаны сохранять, который помогает нам лучше представить время, в которое жил и трудился великий подвижник благочестия.
Кажется, вечно стояли эти высокие стены Кирилло-Белозерского монастыря, всегда сияли в согласии с небесами кресты над храмами и всегда в них горели свечи молитвенников, таких, как преподобный Кирилл. Будут гореть они и сегодня, и завтра, и всегда.

Владимир Крупин



Вступление


Чада милые!
Дети наши светоносные!
Отроки, сердца и души свои укрепляющие!
И с вами ваши родители!
Все те, кто будут читать эту книгу!
Вы перелистаете страницы жизни преподобного Кирилла Белозерского, святого ревнителя родной нам земли Русской!
Из далекой Древней Руси воссияет святой образ. И к нему обращают ныне свои просьбы, несут свои беды, тянутся, будто к неугасимой лампаде, многие простые люди и пастыри нашей Церкви Православной.
Когда же так в жизни сойдется, что вам посчастливится побывать на Вологодчине, увидеть Кирилло-Белозерский монастырь и войти в него, я верю — вы отдадите сердце свое древнему его обитателю — дивному молитвеннику, преподобному Кириллу.
Он незримо будет с вами и не скроет от ваших глаз мастерство и величие пращуров наших. Вам покажутся башни древней крепости былинными богатырями, а стены — незыблемой оградой от всех бед, от всех злостраданий. Будет вдали таинственно молчать гора Маура, что хранит серый камень, а на нем — ступни от босых ног святого Кирилла. Через бойницы себя вы увидите, какие вы есть, в чистоте зеркальной воды Сиверского озера. И услышите — да, услышите, — молитвы святых иноков. И примете их.
Можно ли жить без молитвы? Нельзя. Молитва — это луг духовный в нежных теплых цветах. Среди этого луга так светло и благодатно!
Так вот и Кирилл Белозерский в себе хранил святую молитву, и была душа его по¬добна лугу в цветах. И ныне тот луг жив у Ивановой горки, у боголепных церквей, у речки Свияги, в стенах обители Белозерской. И кто сильно захочет, тот сможет к нему прийти. И унести с этого луга цветком дивным молитву преподобного Кирилла.



Утро жизни Косьмы


В городе, что славен во всех земных пределах, нареченном сердцем Русской земли, в городе преименитом, в Москве, воссиял ангел земной — преподобный отец наш Кирилл. Воин духовный и чудотворец предивный, он избрал местом своей жизни и подвигов край суровый, далекий от утех и соблазнов шумной Москвы, край, согретый скупо солнцем, — край Белозерский. Но Господу и Его Матери Богородице был и есть тот край люб и дорог безмерно. Потому-то многих сынов и дочерей, в той стороне рожденных, наделяли они красотой, и талантами, и силой духа. В том краю чисты по-детски сердца людей, целомудренны их помыслы. И великая забота лежит на душе: о сохранении рода своего пред Господом и земли своей прекрасной.
Ныне назван пречудный край этот Вологодчиной. Первозданной красотой своей, святыми преданиями дорог он каждому православному сердцу. Умилением отзывается русская душа, слыша имя заветное — Вологодчина.
Кому посчастливится однажды ступить на возлюбленную Богом эту землю, тот всякий свой шаг после помнит. Сподоб¬ляет его Господь мыслей и чувств чистых, целительных: слуху дарует перезвоны обителей, некогда переполненных людом, обонянию — медвяную сладость цветущих растений, жажду утоляет из родников, освященных святыми отцами, и глазам дает райскую тихую красоту, сердцу — покой, от страхов освобождение, разуму — ясность.
Осваивая с Божией помощью эту страну полунощную, проходя по суровой земле северной, укрепляется человек душою и телом.
Водворившись в дом, что ни на есть холодный, у печурки, пред огнем скудным, он обретет самое теплое, самое светлое пристанище в жизни. Раскаленных каменьев легкие искры напомнят ему сияние цветущего луга, росой покрытые травы, по которым будто идет на заре сама Пресвятая Богородица и Покровом Своим касается всего живого, что в краю том обитает и тянется к Небесному Царству.
Вот и преподобному отцу Кириллу в этой жизни земной предречено было прослыть светильником неугасимым Белозерья, строителем искусным обители священной, принять Небесное благословение и стать предстателем в Царстве Небесном за русский народ, молитвенником, ходатаем его пред Господом.
Но начну я с утра жизни Преподобного.
Было это в 1337 году.
О рождении его благочестивые родители сильно молились. На свет Божий был рожден и встречен младенец с любовью и ода¬рен материнскою нежностью. Когда матушка его в пелены пеленала, то с молитвою над ним наклонялась, прибегая с умилением и верою к помощи Неусыпной Пособницы православных. Мать, которая Богородице за дитя свое молилась, знает, как Царица Небесная защищает чадо, Покровом Своим державным от всякого зла покрывает, от всякой болезни, от горя.
Нежность матери, благочестивая радость овевали дитя с колыбели.
— Пошли, Господи, чаду Твоему Ангела-хранителя, — молилась она, — чтобы на всех путях, Господи, куда бы Ты его ни поставил, Ангел-хранитель ревностно и неустанно ему сопутствовал, соблюдая его, просвещал бы и от всякого зла ограждал, благому деянию наставлял!
День Святого Крещения — день рождения духовного. Господь в святой купели омывает младенца и как бы в духовные пелены об¬лачает. Пелены незримые, сотканные из любви Господней, чистые и теплые, залог спасения и телесного, и духовного. Да, все это человеку Господь дарует с Таинством Крещения.
В день Святого своего Крещения наречен был первенец семьи Вельяминовых Косьмой, что значит "украшение".
Над колыбелью сына напевала матушка песни колыбельные. Они с той поры древней так и звучат над младенцами, и ныне из домов в тишине порой слышим:
Баю-баю, качи!
На всю Русь калачи!
На всю Русь покой и лад!
Баю-баю! Свят-свят-свят!

Спешили благочестивые родители наполнить сердце Косьмы светом и добром, а ум — рассудительностью. Словно ведали они, что скоро их души предстанут пред вратами жизни Небесной.
Пред иконой Пресвятой Богородицы, Воспитательницы земных чад, часто матушка Косьмы просила:
— К Тебе возвожу духовные очи! К Тебе простираю слабые свои руки! И из глубины сердца вопию: призри на веру и смирение мое — покрой мое дитя святым Твоим омофором!
И тихо возгорались в душе Косьмы материнские молитвы. И даровал Господь семейному древу Вельяминовых через это дитя пустить корни в жизнь Вечную. И навсегда остаться в памяти народной.
А думаем ли мы ныне о роде своем? Что знаем мы о древе семейном? Чтим ли память об отцах и дедах? Помним ли имена своих предков? Любим ли, почитаем ли своих родителей? Заботимся ли о них?


Сирым скорый заступник

Издревле залогом благоденствия и всякого успеха в жизни почитается родительское благословение.
С отеческого благословения начиналось утро Косьмы. Он учился грамоте по Часослову и Псалтири, возрастая в пытливом изучении Божественного Писания. Господь отрока отметил остротою ума.
И свет духовный, и радость от родительской любви помогли ему потом увидеть в Боге Отца, в Пречистой Богородице Матерь.
Но пришел для родителей час скончания жизни временной. Утешая сына, прощались с ним дорогие и близкие сердцу отец и матушка. Они сродника своего Тимофея Васильевича и супругу его Ирину призвали к себе:
— Поручаем Косьму вашей любви, милосердию вашему. В чистой вере возрос он, в добродетельном послушании. Своей службой за доброту вам ответит, прилежным трудом своим благоденствие вашего дома умножит.
Тимофей Васильевич Вельяминов был одним из вельмож московского князя Димитрия Ивановича. Управлял он округом, и забот у него было превеликое множество.
Когда достиг Косьма возмужания, доверил ему Тимофей Васильевич управление своим домом, все дела казначейские.
Жил в миру Косьма подобно иноку. Выстаивал службы в церкви истово, соблюдал чистоту и целомудрие, умерщвлял плоть по¬стом и воздержанием и во всякой добродетели укреплялся. И хранил он в сердце сокровенное желание в иноческий чин облечься.
Но не смел тайну эту открыть Тимофею Васильевичу, памятуя наказ родительский: служить честно своему сроднику, быть верным и дарить ему любовь.
Да ведь и Тимофей Васильевич, и супруга его Ирина безмерно любили Косьму, радовались ему, словно ангелу Божиему, поселившемуся у них в доме.
Косьма печалился: "Коли нарушить волю родителей, то, значит, оскорбить, обидеть Тимофея Васильевича. А обидчиков, не чтущих послушания, Дух Святой покидает. И засевает тогда сатана злые страсти в душу".
Но Небесный Отец премудро направляет нас ко благу. И находит Он способ верный, как помочь во след Ему идущим.


Приход преподобного Стефана Махрищского

Сила Божия над нами. Укрепляться ею дано каждому. Слышит Господь молитвы наши и воздыхания, ведает помышления.
Вот и Косьма с любовию слезно просил у Господа не оставить его молитв, увести от мирской суеты. И принял Господь благостно горячую, чистую молитву Косьмы.
По неведомому нам благому Своему промыслу, воздвигнул Он в путь в Москву богопросвещенного Стефана, игумена Махрищского монастыря.
К нему-то поспешил по улицам людным на поклон Косьма.
Отворил ему двери преподобный Стефан, и припал Косьма со слезами, с молитвой Божией ко стопам игумена, исповедуясь и все как есть на душе ему вверяя:
Тебя, отче Стефане, давно хотел я повидать. Ныне же сподобил Бог видеть честную твою святыню. Молю же тебя, ради Бога не отринь меня, грешного! Как и Христос не отринул мытаря и блудного сына!
И увидел тогда преподобный игумен Махрищский благоплодие христианской души, полноту ее святых чувств. Понял: то не случайный порыв, а глубокое, в любви выстраданное сердца устремление. Прозрел, быть может, как в свое время станет нужен людям этот сосуд Святого Духа.
— Боже милостивый, — произнес он, — вразуми раба Твоего, вельможу Тимофея Васильевича, благословить сродника в иночество, в сыновство Твое! И думал: "Если расскажем ему, то не допустит этому свершиться, если начнем молить, не послушает нас .
И решил:
— Что же, так сотворим. Коли ревность твоя велика к подвигам духовным, Господь да поможет мне. Подойди! Возложу на тебя я иноческие одежды без пострижения, без подобающих обетов и молитв. Ближе стань. Боже, Ты Свидетель милостивый: нарекаю я ныне Кириллом уготованного к иночеству. Кирилл — значит "солнце". А ты ведь ведаешь, чадо, что светило создано Господом для сокрушения тьмы. Будь же им!
Вскоре пошел преподобный Стефан в дом к Тимофею Васильевичу, где воистину как ангел земной обитал Косьма.
Преподобного встретил кротко и с почтением вельможа Вельяминов. Он и жена его благочестивая преклонились под благословение.
Преподобный же так сказал:
— Со мною вас и богомолец Кирилл благословляет.
Тимофей же Васильевич переспросил:
— Отче, какой же Кирилл?
Отвечал Стефан:
— Косьма, сродник ваш. Ныне изволилось ему в иночестве Господу поработать, а о вас Бога молить.
Как услышал это Тимофей Васильевич, враз исполнился гнева и скорби, и нелепые, яростные слова обрушил на Преподобного.
Встал смиренно игумен Махрищский перед знатным вельможей и сказал уходя:
— Повеление Христа Спасителя: "Если где примут вас и послушают, там пребывайте. А если не примут вас, если не послушают вас, уходя оттуда, отрясите прах от ног ваших".
Но жена Тимофея Васильевича смутилась и устрашилась.
Стала мужа увещевать:
—Оскорбили мы отца игумена! Грех-то какой пред Господом! Не вняли разуму угодника Божиего. Не послушались. Страшно. Да не снизойдет внезапно гнев Божий на дом наш за бесчестье, нами учиненное. Слышал ты, Тимофей Васильевич, слова, будто от самого Христа Бога сказанные? Как страшны они и ужасны! А что за ними следует? Вспомни написанное в Евангелии: "Отраднее будет Содому и Гоморре в день Судный .
Почитали они Стефана как наставника от Бога. А ведь сказано: "Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о ваших душах, как обязанные дать отчет".
Очень расстроился Тимофей Васильевич: — Что же, стоя на молитве в своей обители, скажет о нас Богу Его угодник? Ведь и то правда — Косьма давно уже не по-мирски живет, а по заповедям Божиим. Он и впрямь исполнял волю родительскую: почитал нас, и угождал нам, и повиновался во всем.
За поступки свои перед Богом отвечают все — от мала до велика.
Смирился Тимофей Васильевич: благую часть избрал его сродник Косьма! — и послал ко святому Стефану слугу, с раскаянием умоляя возвернуться.
Имел игумен Махрищский Стефан дар рассуждения от Господа. Не счел он за труд, будучи славен и чином священным облечен, прийти снова в дом Тимофея Васильевича.
— Прощай, и прощен будешь. То диавол затевает распри, — говорил ему Преподобный. — Если мы не пострадаем и не постыдимся за свои грехи на земле, то они останутся неизглаженными в книге жизни и нам придется на Суде ответить за них. Бог тебя простит.
И стало легко всем. И умилился душою преподобный Стефан.
Обратился с любовью ко всем домашним, супруге и слугам Тимофей Васильевич:
— Все мы сподоблены отныне иметь истинного молитвенника за нас пред Богом, Кирилла. Умер он для мира.


В келлии отца Феодора

Другим днем привел игумен Махрищский богатство презревшего, ради Христа знатность и почести мирские оставившего, вместо одежд златотканых иноческое рубище возлюбившего в Симонову обитель. И оставил на попечение архимандрита Феодора, сродника чудотворца Радонежского Сергия.
— Что же, человече, Бога ищущий, под¬ними глаза! Готов ли ты до вечера смертного неленостно поработать Господу нашему в преподобии и святыне? — вопрошал отец архимандрит.
И когда их глаза встретились, увидел отец Феодор, знавший немало добрых иноков, что супротив вражией силы встает новый воин Царя Небесного, не обученный еще битве, но вооруженный крепко самим Отцом Небесным, будущий заступник мира дольнего.
И продолжал архимандрит Феодор:
— Как Стефан премудрый преднарек, так и я тебя нарекаю Кириллом во имя Отца и Сына и Святого Духа! Пред Господом Христом удостаиваю тебя иноческого пострижения.
И привел его к некоему старцу Михаилу, и повелел Кириллу во всем дивного старца слушаться и житию его подражать.
В келлии было тихо и пусто: ни сосуда с водой, ни одежд. Возжег в святом углу свечу архимандрит Феодор, и лик Божией Матери воссиял пред безмолвным Кириллом.
И читали старец с новоначальным иноком Псалтирь, и вместе поклоны клали всю ночь до самого звона к заутрене. Молились Царице Небесной, чтобы наставила Она Кирилла на путь истинный, путь, ведущий в Царство Небесное.
Ничего не делал Кирилл без благословения старца. Два инока, два воина Царя Небесного — наставник и ученик — с той поры шли рядом, помогая друг другу. Впереди — еще так далеко — была вечная слава.

Как-то случилось ночью уйти из келлии старцу Михаилу. Когда за собой затворял он дверь, она проскрипела, и, визжа, бесовское полчище сквозь щель дверную проникло в келлию. Подступили к Кириллу нечистые, угрожая с ног свалить: "Оставь эту дыру! Вон поди!"
Но в тот миг инок осенил воздух, кишащий нечистью, крестным знамением, разомкнул уста и с молитвой Иисусовой навстречу мерзким тварям стал. И, пораженное именем Божиим, силой крестною, бесовское полчище бежало, вопя и визжа, прочь из келлии намоленной.
Наставнику своему, старцу, вернувшемуся после отлучки, он поведал о том, что случилось. Старец Михаил так раздумчиво отвечал на поведанное Кириллом:
— Теперь ты, сыне, ведаешь, что твари диавольские в своих угрозах — ничто, коль душа в чистоте, в неустанной молитве к Богу пребывает. Придет время, сам от насилия диавольского спасать ты будешь души людей.


Труды монастырские

Кто знает труд у печи, труд дарения тепла и сыти своим близким, кто с ношей дров к печи поспешал и на искру дышал, чтобы она воспылалась, тот вспомянет, как поначалу ласкает тихое пламя, но, возгоревшись, обдает жаром, изводит жаждой.
Кто же не знает, как хлеб пекут? Справно готовят все для замеса. На квасной гуще-подкваске добрую мучицу замешивают, сдабривая чистой водицей. А потом — квашню укутывают потеплее и ждут, когда задышит хлебное тесто и станет расти-подыматься...
Кто не видел, как тесто в печь сажают? Кому не доводилось хотя разок в жизни ломоть горячего хлеба в руках держать?
Как же вкусен хлеб, только что испеченный! Как он душист и мягок и так сладок, что тянет его непременно отведать.
Но кому под силу день ото дня, воспаляя лицо и нутро, утомляя себя жаром печным, изводя жаждой, отказываться от чудного хлеба, от пищи горячей?
Богоблаженный Кирилл от архимандрита Феодора получил послушание потрудиться в хлебне на доброе здравие всей братии монастырской, и гостям именитым и сирым, и каликам перехожим, и нищим.
Но к труду, к послушанию всех иноков труд свой прилагал Кирилл смиренно. Не позволял себе ни присесть, ни чуть усталость с плеч сбросить.
Пуще всего боялся кроткий Кирилл, что диаволом наущенная рука его потянется к хлебу и отломит он кусок теплый, сытный и возжелает сухоядие запить не в срок, уставом предусмотренный, а в суетный миг, в скрытный.
— Упаси от соблазнов, Отец Небесный, меня, грешного раба Твоего Кирилла! И напитай Духом Святым! Не остави меня! Не введи меня в напасть. Господи, даждь мне смирение, целомудрие и послушание! Господи! Избави меня от всякого неведения и забвения, и малодушия, и окамененного нечувствия!
Прежде всего Кирилл вставал на молитву, на утреннее пение соборное в церковь. После в хлебню или в поварню к печи поспешал. И того боле брал на себя он всякой работы: не гнушался скоблить и мыть по¬суду, приносил дрова и воду к печи, сметал золу лапой сосновой, а печь закрывал. И сажал на под печной хлебы.
Пред огнем печным в хлебне и в поварне об огне мучения вечного он мыслил, о несчастных, пресыщенных в этом мире всеми сладостями земными. Памятуя о смерти, напоминал себе блаженный Кирилл, что всем человекам, плоть свою услаждавшим в земной жизни, уготован пламень адский.
Говорил сам себе угодник Божий:
— Терпи, Кирилле, огонь печной, чтобы вечного огня избежать!
Не разгибаясь он пред устьем печным пред палящим и за работой хранил мир душевный, словно Ангел Божий, и воистину всех дивил.
Ты ли, Господи, не видел и не знал, как манил хлеб румяный, как сам просился к устам!
Но Кирилл вкушал лишь на трапезе общей, и вкушал он ровно столько, чтобы от голода не изнемочь, не упасть бы на землю от бессилия. Слыл Кирилл в обители святой немилостивым томителем своей плоти.
Хлеб, который пред ним лежал на трапезе, он слезами любви ко Господу орошал.
Ведь и хлеб, и всякая пища — это дар Отца нашего Небесного.
И в себе держал Кирилл непрестанную ко Господу молитву.
Но слезы его — нет, то были не слезы жалости к себе, не уныния источник, не скорби — слезы покаяния и радости о Господе источал он, что самим Господом чтимы. То чистые слезы умиления, счастья обильного, свыше дарованные.
И дивилась его житию смиренному братия иноческая.

Да, в Древней Руси не только за монастырскими стенами, но и во всяком доме православном разумели ясно и помнили, что вкушать хлеб и пищу — то не просто утолять голод, чрево тешить, но дар принимать Божий.
И во время обеда пусть и ныне, и в наших домах вспомнится, что сам Господь руку Свою простирает, чтобы хлебом нашим насущным нас напитать.
Не о том ли и молимся, к трапезе приступая: "Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении. Отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения"?
Так вглядимся же в века давние, и предстанет пусть перед нами любощедрый кормитель жаждущих и сирых, преподобный Кирилл.



Преподобный Сергий Радонежский


По Великим постам, бывало, приходил в те годы в Симонову обитель богоносный отец игумен Радонежский Сергий. Колокола как бы перекликались: "Чист мир и Божиим светом утворен!" Приходил чудотворец Сергий прислонить колени в этих стенах святых, пред святынями монастырскими помолиться. В иноческие келлии будто входил с ним свет и радость духовная. Ведь отсюда даровано было свыше преподобному Сергию в тяжелом году 1373-ем найти место пустынное по прозванию Киржач. И сокрыться в безмолвии, и мудро оглядеть все пути свои земные, все деяния.
Феодор, племянник преподобного Сергия, был тогда игуменом Симоновой обители. Но сперва шел чудотворец Радонежский в хлебню, к Кириллу. Собеседников чудных братия оставляла наедине. Что роднило их? Что тянуло свидеться?
Лишь ныне, взирая на лета истории Отечества, мы дерзнем предположить: в блаженном Кирилле видел чудотворец Радонежский мужа крепкого, отца множества иноков, просветителя земли северной, столп Православия непоколебимый.
Как младший, быть может, вопрошал блаженный Кирилл Преподобного:
— Ты поведай, святой отче, где силы сыскать, чтобы смирить душу и оставить тебе любое, вынянченное? Ты поведай, как отвергнуться себя и стяжать любовь Божию?
Что ответил ему Сергий премудрый? Не напомнил ли слово Божие: "Сыне, дай Мне твое сердце"? Быть может, говорил о том, что призванный быть пастырем овец словесных должен питать их духовно и ко Господу приводить?.. Но "собирают ли с терновника виноград, а с репейника смоквы"? Рассказал, как с верой и надеждой на помощь Божию созидал он обитель свою Троицкую, как ввел правила общежительные и учил братию не называть ничего своим, только общим довольствоваться.
Ведь в Святом Писании сказано: "Давайте и дастся вам: мерою доброю, утрясен¬ною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше".
О, как же упорно, как же длительно надо трудиться пастырю доброму, чтобы землю сердец возделать и непрерывно, неустанно, с любовью к ближним вырывать среди злаков сорняки, быстро всходящие! Без любви нет целительного роста к Богу, нет укрепления веры, смирения, кротости в цветущем вертограде.
Игумен Сергий возделывал ниву Господ¬ню в своей обители кропотливо, поливал слезами умиления. После многолетних тру¬дов он, как садовник искусный, оставил в цвету все ветки своего вертограда, чтобы узрела братия воистину свет Божий. Сверкание сребра-злата и ничтожный блеск благ временных, земных не застил бы взора. Хотел Преподобный, чтобы они собирали влагу сладчайшую из источника духовного, а не одни лишь обильные милостыни. Затворился он на три года в Киржач. И то было по Промыслу Божию...
Вот о чем поведал блаженному Кириллу игумен земли Русской, научая собеседника своего за всякую скорбь благодарить Бога, говоря: "Не забыл, посетил меня, недостойного раба Твоего, Господи! Слава Тебе, Господи, что ежедневный крест не снял с моих плеч... Нет скорби — нет спасения..."
И в другой раз, в беседе чудной Сергий святой рассказывал, как, болея душой за землю Русскую, неверными разоряемую, за веру Православную, благословил он великого князя Димитрия идти против поганых.
В то время уже плодами добрыми, Богу угодными, славна было Троицкая обитель, когда отцы ее и братия стали станом молельников русских против духа вражия. Игумен тогда в своей келлии пред святой иконой Богоматери, пред Одигитрией просил послать рати русской пути благословенные. Пред иконой своей келейной, возлюбленной, пред иконой Святой Путеводительницы испрашивал он милость Божию.
— И стояла дружина княжия во твоей обители и укреплялась верой, что соберет после битвы праведной князь великий Димитрий Иванович по кускам растасканное, разграбленное Отечество, — говорил Кирилл.
Источая слезы, преподобный Сергий рассказывал, как стояла дружина княжия пред вечными врагами Господними. С нею, будто воины Христовы, иноки святые Пересвет и Ослябя в белых ризах. И еще те 15 князей Белозерских... Ясны очи их были. Доспехи на них блестели. И наряжены были боголепно под ними кони воинские. А следом дивные сыны дозором несокрушимым стояли, дивные сыны той стороны Белозерья. Были все они посечены... Храбрая рать...
Когда Великий князь Димитрий Иванович объезжал Куликово поле, рыдая, убиенных считая, он увидел: один к одному они были уже положены, все 15 князей северных, все достойно убраны.
Игумен же Святой Троицкой обители по¬именно, пред Господом, пред Матерью Пресвятой Богородицей преклоняя седую голову, поминал их, перечисляя имена...



Симоновой обители настоятель

Вот уж восемь лет провел преподобный Кирилл в честном служении, во многих трудах. Днем огнем опалялся печным, а ночью от холода замерзал. Но не давал себе воли покрыть тело овчиной. Скудно ел и пил, а все больше утруждал себя подвигом молитвенным.
В 1388 году архимандрит Феодор, муж достойный, изволением Божиим возведен был в сан архиерейский на престол Ростовский.
И тогда возвели на его место архимандритом преподобного Кирилла. Умолял отказом, слезами Преподобный, не хотел стол высокой чести. Но отцы и братия обители упросили его принять настоятельство.
Писанию Священному следуя, преподобный Кирилл помнил: кому дано будет много, много и взыщется с того. И еще пуще назидание: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного".
Смиренно управлял святою обителью мыслями не возносился блаженный Кирилл и в сане архимандрита монастырских по слушаний не оставлял: трудился в той же хлебне, в той пекарне. С радостью отсека свою волю пред низшими по сану и по стригу — по слову Господню: "Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою". Старых иноков величал как отцов. а что были равны ему летами, любил, как братии своих во Христе. И всем он бы. дорог, и всеми любим.

Вот уж войско опять собирает супротив татарского хана Тохтамыша наш Великий князь. Но — о горе! — скошено Белозерья храброе племя, а другому еще возрастать, подыматься.
Страждет кровью политая земля Русская; страждет и от нашествий иноплеменников, и от княжеских междоусобных раздоров...
— И ты, сыне, не уставай в молитвах, плачь, проси за Отечество Отца Небесного! — так закончил свой рассказ богомудрый Сергий.
Зазвенели колокольцы, кони заржали.
— Вот, однако, и княгиня Евдокиюшка жалует к духовнику своему отцу Феодору! — глянул в оконце келейное преподобный Сергий и воскликнул обрадованно: — А с ней и сынок ее, крестник мой Василий Димитриевич. Я кланяюсь тебе, сыне. Укрепляйся. И прими благословение от меня на всю жизнь временную: тебе будет путеводительницей эта икона — Святая Одигитрия.
И благословил ученика своего иконой Одигитрии.
Святыню целуя, блаженный Кирилл слез¬но очи устремил на лик Пресвятой:
— Не остави меня, Матерь Божия, направь по Твоей воле!


Уход в Старый Симонов

Кто-то спросит: "Вот живет праведник, весь предавший себя Господу Богу и Пресвятой Его Матери, — и что же? Неужто и он в жизни претерпевает обиды, зависть, непонимание?"
Да, как на пути Своем многотрудном Христос, Бог наш, претерпел, так и каждому из нас крест свой заповедал нести. И по¬ныне Он к нам взывает: "Люди! Люди! Добро не забывайте и страданий друг другу не умножайте".
И духовные люди, и мирские со всех сторон земли Русской тянулись в Симонову обитель, к чудотворцу Кириллу. И на души всех чрез его слово изливалась благодать утешения.
Начал завистью побеждаться отец не¬кий, иеромонах Сергий Азаков. Восприял он диавольскую ненасытность, захотел на место отца святого Кирилла взойти. И блаженный Кирилл смиренно уступил ему место настоятеля, сам же в келлии безмолвствовал. Но опять Сергий Азаков счел, что в людях почитания к нему меньше. Как ко свету, тянулись люди к преподобному Кириллу, обходя завистника-игумена. И уходили от преподобного Кирилла наделенные стойкостью духовной, наученные хранить в душах память Божию, и радость, и к ближнему любовь всякий день, всякую минуту. От всякого греха, от напасти вражией, от сетей диавольских помогал избавляться им Кирилл преподобный.
Истинно и непреложно слово евангельское о том, что не может укрыться город, на верху горы стоящий, не может светильник утаиться под спудом.'
Иеромонах Сергий Азаков негодовал сильно:
— Мое место сие, моя братия! Моему и слову должно вершить! И почто это мимо меня, как слепые, князья и бояре знатные, поселяне, крестьяне проходят?
Позабыл он, что диавол себе в орудие выбирает самых слабых, плотию порабощенных, преступающих заповеди Господни. Тех одолевает, кто страстями живет, кто молитве не прилежит. Как добро-то диавол завидит — норовит вкруг него свиться клубком змеиным.
Видел Сергий Азаков, что все более людей к Богу чрез преподобного Кирилла обращалось. Что его мудрых наставлений приходили послушать со всех сторон Отечества. И мучила его зависть.
Преподобный же, ведая про то, сожалел о брате немощном, злую страсть в душе своей возрастившем. Видел он, что ни слово вразумления, ни смирение его отца Сергия не успокоит: крепко скрутил его враг. А когда так — негоже им в одной обители оставаться: да не нарушится мир среди братии, да не соблазнятся малые, видя немощь игумена своего.
И тогда блаженный Кирилл ушел в монастырь Рождества Богородицы, что зовется Старый Симонов, чтобы на какое-то время уединиться и успокоиться душою.


Явление Божией Матери

Удалясь в безмолвие келейное, предался молитве праведник Божий. Кто из нас был глубоко обижен, тот знает, как непросто в себе укротить горечь обиды. Но Господь говорит: "Благословляйте проклинающих вас, молитесь за обижающих вас и гонящих вас".
О, какое бы добро воссияло в жизни нашей земной, когда мы протягивали бы первыми своим недругам руки, а за обидчиков, за их доброе здравие молились бы Господу нашему Иисусу Христу, прося прощения и чувствуя, что нанесенные нам оскорбления — ничто по сравнению с Его муками, принятыми за нас и не помешавшими Ему простить мучителей.
Так Кирилл преподобный себя утешал: "Пусть меня лучше бесчестят и ругают. Возлюблю бесчестие выше чести и досаждения более похвалы — все приму ради любви Христовой".
Ушел праведник в монастырь Рождества Богородицы, подражая примеру великого чудотворца Сергия Радонежского, когда тот удалился из своей обители Троицкой и оставил инокам в назидание пример смирения пред Богом и ближними.
Он молился Пресвятой Богоматери, Путеводительнице. Он взирал на икону Ее с трепетом: "Пречистая Матерь Христа моего, Ты знаешь, что всю мою надежду на Тебя возложил от юности. Сама Ты на¬ставь меня, покажи мне путь, которым пойду, покажи мне место, удобное для спасения!"
Он беседовал с Заступницей Пречистой, просил Ее ходатайства за него пред Спасителем: "Ты спроси у Господа, Путеводительница Пречистая, как стезя моя, кое пристанище?"
Не давал сну преклонить себя праведник. И молений его не презрела Богоматерь. Как участливо Она и ныне всякому слову мольбы внимает и слезы надежды нашей утирает. Видела Богоматерь и слезы Кирилла в глубокой ночи, слышала его молитву.
И умолк он, и стало в душе праведной опять разгораться желание уйти еще по¬дальше от мира, в пустынь. Думал старец о том, как велик в Божестве Христос наш, что сошел на землю во плоти смиренным человеком, чтобы тех, кто Его ради мир оставит, на высоту Боговедения возвести. И росло желание в нем пуще послужить любовию совершенной Господу.
И неожиданно он услышал снаружи, из-за стен келлии своей, голос дивный, с высоты нисходивший:
— Кирилле, уйди отсюда! Иди на Белоозеро — и покой там найдешь, там тебе уготовано место, в коем спасешься.
Преподобный быстро отворил оконце келлии и увидел Свет великий, сияющий с неба. Словно перст, луч чудесный на север указывал, на край земной, где лежало Белоозеро.
В благоговейном трепете, как в землю вросший, святой Кирилл стоял и вглядывался в открывшееся ему видение. Будто была та сторона далекая рядом. Серебристое сияние озера, и глухие леса, и гора, к небесам восходящая.
Когда ушло дивное это видение, то по¬чувствовал Преподобный, как наполнилось сердце его миром и разумением. С радостью пред иконой Пресвятой Богородицы он молился:
— Не оставила меня Ты, Матерь Божия! Благодарю Тебя! И ныне, Господи, просвети мои очи мысленные, отверзи мои уста поучатися словесам Твоим, и разумети заповеди Твои, и творити волю Твою, и пети Тя во исповедании сердечном, и воспевати всесвятое имя Твое, Отца, и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь!
Так настало утро. Ликовала душа Кирилла. А к полудню к нему пришел брат духовный Ферапонт. Ему-то и открыл о видении своем Кирилл. Ферапонт, будучи пострижен в иночество со святым Кириллом вместе, выслушал дивный рассказ и ответил:
— Я бывал на Белом озере и знаю, как идти к той горе могучей, к тому озеру, что тебе, брат мой, показано. Путь туда много¬трудный, многодневный. Положиться надо на Бога.
Обнялись они, благословляя друг друга, и решились оставить монастырь московский, пойти по Русской земле, поклониться ее святыням и найти пустынное место.
Было тогда Преподобному уже шесть десятков лет.


(окончание на следующей странице)