Человек свободен в выборе. Так ли это?

Тут можно задать вопросы священникам (Премодерация)

Модераторы: Протоиерей Сергий, о.Николай

Ответить
Глазик
Ветераны
Сообщения: 858
Зарегистрирован: 13 авг 2010, 14:56
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Человек свободен в выборе. Так ли это?

Сообщение Глазик »

Доброго дня! Помогите разобраться,пожалуйста. Человек свободен в своем выборе- это аксиома. А как же тогда быть с такими понятиями как судьба, предопределенность, попущение? Когда человек рождается,его судьба предопределена или при рождении жизнь человека-это чистый лист бумаги,на котором он сам рисует узор ? Но в таком случае получается,что Бог не знает судьбу этого человека...это возможно? И как понять,что такое "попущение Господа"?

Утешительный ПОП
Священник
Сообщения: 2120
Зарегистрирован: 21 окт 2008, 20:33
Откуда: Гомель

Re: Человек свободен в выборе. Так ли это?

Сообщение Утешительный ПОП »

Прывiтанне. :)
Глазик писал(а):Человек свободен в своем выборе- это аксиома.
Согласен.
А как же тогда быть с такими понятиями как судьба, предопределенность?
Очень просто - выкинуть их из своего лексикона. Где Вы их набрались?
получается,что Бог не знает судьбу этого человека...
Как это Всеведущий Бог может чего-то не знать?! Но это Его знание никак не может ничего "предопределять". Господь о каждом человеке имеет Свой Божественный Промысел ко спасению.
И как понять,что такое "попущение Господа"?
"О воле Божией

Что означает воля Божия? Богословы различают в воле Божьей два аспекта: желание Божие и попущение Божие. Желание Божие это абсолютная воля Божия, которая хочет вечного спасения для венца Своего творения – человека. Бог хочет блага для нас больше, чем мы хотим этого сами. Но абсолютная воля Божия встречает препятствие в свободной воле человека, которая колеблется между добром и злом. Здесь надо подробнее остановиться на вопросе свободной воли, которая является причиной многих недоумений.

Свободная воля дана человеку, как образу и подобию Божию. Без возможности свободы выбора не существовало бы добра, как такового, а поступками человека и даже его внутренними действиями руководила бы необходимость. Свободная воля это одно из главных достоинств человека, и в тоже время, огромная ответственность для него. Некоторые спрашивают, зачем тогда дана свобода воли, если большинство людей злоупотребляют ей. Дело в том, что без свободной воли не может осуществиться само спасение человека, так как спасение это богообщение – жизнь с Богом, вечное приближение к Богу, озарение и просвещение души человека божественным светом. Человек добровольно должен выбрать путь спасения – иметь Бога главной целью своей жизни. Само спасение – это любовь Творца к Своему творению и творения к своему Творцу. Поэтому спасение носит глубоко личностный характер. Богословы употребляют здесь термин синергизм, то есть взаимодействие двух волей – божественной и человеческой.

Если у человека отнять свободную волю, то он превратится в автомат, с заложенной программой. Никакой грешник не захотел бы превратиться в компьютер, даже самый совершенный, и из человека стать машиной. Поэтому свободная воля – одна из главных свойств человека, ее называют богоподобием. Кто говорит, зачем дана мне свободная воля, тот, сам того не понимая, из живой личности хочет стать мертвецом. Несчастье происходит не из-за свободной воли, а из-за того, что люди неправильно пользуются этим даром Божьим, подчинив волю не своему духу, а своим страстям. Бог сотворил человека нравственно автономным существом; Он не берет своих даров назад. Когда человек идет против воли Божьей, то грех обрекает его на страдание, не только в будущей, но и в настоящей жизни, потому что в человеке заложен внутренний критерий добра и зла – голос неба, называемый совестью.

Некоторые считают, что свобода воли это возможность делать то, что хочется. Но это не так. Здесь иллюзия свободы. Без благодати воля подчинена страстям; грех, становящийся привычкой, в значительной степени детерминизирует человеческую волю. И вот конфликт между божественной и человеческой волей порождает ту относительную волю Божию, которая называется допущением. Бог допускает направление человеческой воли не только в сторону добра, но и зла. Если бы Бог физически пресекал зло, то тогда свобода стала бы фикцией, более того, все человечество было бы обречено на уничтожение: ведь каждый из нас совершал тяжелые грехи, где его спасало только долготерпение Божие.

Индивидуальные грехи, соединяясь вместе, как капли дождя в поток, превращаются в общественные бедствия и катаклизмы – и это попущение Божие. Человек теряет то, что казалось ему самым дорогим в жизни – и это попущение Божие. Но не всегда попущение – только следствие греха. Искушения, испытания и скорби могут быть посланы праведнику, чтобы в терпении и противостоянии греху еще больше просияла его святость.

Теперь перейдем к вопросу о промысле Божьем. Бог не вторгается насильно во внутренний мир человека, но из всех случаев и бесчисленных ситуаций, в которых может оказаться человек, дает ту, которая лучше для него, соответственна его внутреннему духовно-нравственному состоянию. Каждый день человек получает урок жизни, но этот урок надо понять и усвоить, тогда другими глазами он будет смотреть на будни своего бытия. В промысле Божьем участвует предвидение Божие: Бог знает не только прошлое и настоящее, но и будущее – Он стоит над временем и вечностью. Поэтому одним из высоких порывов человеческой души являются слова: "Да будет воля Твоя". Своим промыслом Бог путеводительствует человеку, скрывая от него Свое лицо.

Некоторые возразят: а какой промысл Божий был насчет тех, кто не слышал учение о Истинном Боге, кто жил и умер в заблуждениях; где же здесь благо божественного промысла? Можно сказать, что если бы такие люди услышали бы от самих апостолов проповедь, то не приняли бы ее. Если бы ангел сошел бы с небес и знаменем свидетельствовал об истине христианства, то они отвергли бы ангела. Поэтому для многих людей было меньшим злом пребывать в неведении, чем, узнав истину, отвернуться от нее. Это самый край разращенной воли – знать истину и сопротивляться ей.

Некоторые говорят: "В чем же промысл Божий, допускающий самоубийцу наложить на себя руки, почему Господь не послал ему людей, которые помешали бы совершить это преступление; ведь самоубийца умер в смертном грехе, его имя вычеркнуто из Церкви. Где же здесь благо?"

Нужно помнить, что и в грехе самоубийства есть различные внутренние состояния и внешние обстоятельства, которые то несколько ослабляют, то больше отягчают тяжесть этого греха. Самоубийство – один из видов богоборчества, безумная мысль, что сама жизнь есть зло; таким образом, и Создатель жизни, если человек верит в Бога, ассоциируется у него со злом. Разная степень осатанелости бывают у самоубийц, и если Господь, видящий будущее, воспрепятствовал бы человеку убить себя, то он совершил бы это преступление с еще большей ненавистью к Богу и самой жизни, которая кажется самоубийце бессмыслицей, тупиком, крушением надежд, чудовищем, от которого он убегает в собственную смерть. Если бы его даже приковали цепью, так что он не смог бы физически убить себя, то этот человек с еще большей силой мечтал бы о самоубийстве и проклинал бы свою жизнь и своего Создателя, то есть осатанел бы еще больше.

Надо помнить, что Бог не только Любовь, но и высшая Справедливость. В промысле Божьем о людях, по предвидению и всеведению Божию, учтены все факторы, возможности и нравственный потенциал жизни человека. Более того, человечество – это единственность во множественности и множественность во единстве, где все, каким-то неведомым для нас образом, отражается во всем и деяния каждого отражается на всех, хотя это не детерминизирует и не обуславливает воли человека. Полное и окончательное разделение добра и зла произойдет на Страшном суде.

В промысле Божьем учтено все: и потенциал зла, совершаемого на земле, и молитвы Небесной Церкви о мире, и грехи, творимые в глубине сердца, и вздох покаяния грешника. Промысл Божий включает в себя такое бесчисленное множество факторов, что все существующие в мире компьютеры не могли бы вместить и малую часть их. Поэтому промысл Божий всегда остается тайной, перед которой мы можем только благоговеть и благодарить Бога за все. Более того, промысла Божьего не могут постигнуть в его глубине даже ангельские умы. В церковных гимнах поется о том, что ангелы изумляются домостроительству Божьему о человеке. Когда преподобный Антоний Великий в молитве вопрошал Бога: почему одни умирают в младенчестве, а другие доживают до старости; почему страдают и болеют праведники, а грешники пользуются здоровьем и благополучием, как будто несчастье обходит их стороной, то Господь ответил: "Антоний, помни, что ты человек, и внимай самому себе".

Промысл Божий, в котором соединены любовь и правда, – мы не можем понять: божественная Любовь – не человеческая любовь, и божественная Правда – не человеческая правда. Но то немногое, что мы знаем, должно побудить нас благодарить Бога за Его неизреченную милость. А тайну промысла Божьего над всем человечеством и каждым из нас, мы узнаем лишь в будущей жизни в той степени, которая доступна человеку."
"крепка, как смерть, любовь" (Песн.8,6)
Азъ есьмъ многогрешный священникъ Владимиръ

Утешительный ПОП
Священник
Сообщения: 2120
Зарегистрирован: 21 окт 2008, 20:33
Откуда: Гомель

Re: Человек свободен в выборе. Так ли это?

Сообщение Утешительный ПОП »

"крепка, как смерть, любовь" (Песн.8,6)
Азъ есьмъ многогрешный священникъ Владимиръ

Глазик
Ветераны
Сообщения: 858
Зарегистрирован: 13 авг 2010, 14:56
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Человек свободен в выборе. Так ли это?

Сообщение Глазик »

Доброго вечера! Спасибо за то,что уделили мне время..За ссылку спасибо огромное, прочту. Но, все же,
можно продолжить вас мучить вопросами?)
А как же тогда быть с такими понятиями как судьба, предопределенность?
Очень просто - выкинуть их из своего лексикона. Где Вы их набрались?
А вы отрицаете их в принципе? То есть, нет судьбы у человека?
Тогда как же быть с вашим же ответом ниже?
получается,что Бог не знает судьбу этого человека...
Как это Всеведущий Бог может чего-то не знать?! Но это Его знание никак не может ничего "предопределять". Господь о каждом человеке имеет Свой Божественный Промысел ко спасению.
То есть, даруя человеку жизнь,Бог уже все про него знает, основную линию его жизни,скажем так (которую я и называю судьбой в данном случае), дорогу из пункта А в пункт Б (начало и конец), а уж как человек,имея свободу выбора будет метаться по пути, это уже проблемы человека( Божье попущение). Но в итоге-то, по прямой дороге или периодически сворачивая в лес и овраги, он же все равно придет в точку Б. То есть Бог знает,КАК человек закончит свою жизнь. Следовательно, судьба и предопределенность все же есть. И свобода выбора заключается лишь в том, что ты волен либо идти по прямой дороге,тихо и спокойно,наслаждаясь пейзажем,либо ломать руки-ноги в оврагах, возле этой дороги.
В чем и где я заблуждаюсь в своих рассуждениях?
Но не всегда попущение – только следствие греха. Искушения, испытания и скорби могут быть посланы праведнику, чтобы в терпении и противостоянии греху еще больше просияла его святость.
Зачем? Для чего? То есть Бог недоверчив?) Он не верит в истинные чувства праведника и посылает ему испытания,чтобы удостовериться ? А вдруг не выдержит таки, а вдруг сломается,озлобится, значит не истинной была его любовь ко Мне...так что ли? Но какое отношение это имеет к Любви?
Некоторые возразят: а какой промысл Божий был насчет тех, кто не слышал учение о Истинном Боге, кто жил и умер в заблуждениях; где же здесь благо божественного промысла? Можно сказать, что если бы такие люди услышали бы от самих апостолов проповедь, то не приняли бы ее. Если бы ангел сошел бы с небес и знаменем свидетельствовал об истине христианства, то они отвергли бы ангела. Поэтому для многих людей было меньшим злом пребывать в неведении, чем, узнав истину, отвернуться от нее. Это самый край разращенной воли – знать истину и сопротивляться ей..
Жизнь не знает сослагательного наклонения и никому знать не дано,что бы было,если бы да кабы. Может и не отвергли бы,во всяком случае,точно не все. А если Бог знает, что ,Иванов и Сидоров отвергнут откровения ангела и умрут в заблуждениях, так может (если ты заинтересован в их спасении), преподать им информацию в другом виде? Если человек задуман свободным, дай ему свободу выбора. Дай знания, покажи,объясни, а человек волен выбрать:принимать или отвергать.
Если бы его даже приковали цепью, так что он не смог бы физически убить себя, то этот человек с еще большей силой мечтал бы о самоубийстве и проклинал бы свою жизнь и своего Создателя, то есть осатанел бы еще больше.
А может этому человеку, запутавшемуся и потерявшемуся, как воздух был нужен именно этот, последний шанс, чтобы выжить и взглянуть на жизнь уже по-другому? А если Бог знал, что шанс этот человеку не поможет, почему не пожалеть его, как пожалел бы любой любящий родитель...и не забрать бы этого человека к себе,тем самым уберечь его от этой страшной ошибки?
Полное и окончательное разделение добра и зла произойдет на Страшном суде.
А где, в таком случае пребывают и будут пребывать души ушедших до страшного суда? Во временных раю и аду??
В промысле Божьем учтено все: и потенциал зла, совершаемого на земле, и молитвы Небесной Церкви о мире, и грехи, творимые в глубине сердца, и вздох покаяния грешника.
То есть Бог знает, сколько зла будет совершено? Все уже заранее предопределено?

Утешительный ПОП
Священник
Сообщения: 2120
Зарегистрирован: 21 окт 2008, 20:33
Откуда: Гомель

Re: Человек свободен в выборе. Так ли это?

Сообщение Утешительный ПОП »

Думал сначала пытаться отвечать... а потом, перечитывая Ваши вопросы, сложилось ощущение, что Вы просто упорно не желаете понимать. Я не говорю: принять. Это, в конце концов, не обязательно - хозяин-барин. Но для понимания, хотя бы поверхностного, никаких сложностей нет.

Бог не Воздаятель по грехам во что бы то не стало, и не Карабас Барабас, дергающий марионеток за нитки и ведущий весь этот театр к абсолютному счастию. И не программист, "кровь из носа" следящий за исправной работой алгоритма кода.
Бог - Личность. Любовь. Милосердие. Долготерпение.
Не безликая, слепая, тупая Судьба и Предопределение, начертанные звездами или настраданые предсказамусами следуя логике дактелоскопических узоров.
Наделяя человека СВОБОДОЙ, Он прекрасно знал, что это за страшная штука. Но без неё никак не получить сынов и дщерей, равных для общения с Собой. И если уж обвинять Его в том, что Ему все наперед известно - просто вспомните как Он Сам смиренно, ради нас с вами и мн.мн.др., предопределил Себя на крестную жертву. Он, не могущий существовать в одиночестве, отдал Сына Своего Единородного, оставил Его, что бы Он смог умереть и, вкусив смерть сполна, и сойдя в самую глубину ада, ни чем не отличаясь от нас, кроме греха, смог наконец-то соединить Себя лично с каждым из нас. С каждым, кто сможет победить свою свободу ко греху, и поработить себя Господеви, подчиниться Его предопределению ко спасению, к богоподобию.
"крепка, как смерть, любовь" (Песн.8,6)
Азъ есьмъ многогрешный священникъ Владимиръ

Утешительный ПОП
Священник
Сообщения: 2120
Зарегистрирован: 21 окт 2008, 20:33
Откуда: Гомель

Re: Человек свободен в выборе. Так ли это?

Сообщение Утешительный ПОП »

Бог знает сколько зла может быть совершено, но не Он его совершает и не заставляет его совершать. А помешать не может - человек свободен.

До Страшного Суда, как учит Православная Церковь, происходит частный суд над человеком. Его приговор, в отличии от окончательного на Страшном суде, может быть изменен по молитвам Церкви. Имеется ввиду, конечно, осудительный приговор.
"крепка, как смерть, любовь" (Песн.8,6)
Азъ есьмъ многогрешный священникъ Владимиръ

Дария
Сообщения: 82
Зарегистрирован: 12 авг 2010, 01:13
Пол: жен.
Вероисповедание: Верю в Бога в душе
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Человек свободен в выборе. Так ли это?

Сообщение Дария »

Утешительный ПОП, спасибо Вам за то, что вы есть...и за то...кем Вы есть.
Мне оч. нравится ваша манера заполнения наших сосудов верой. Мне почему-то кажется, что Бог он скорее с юмором и любовью, чем с плеткой и грозным видом...
Любовь не признает стереотипов...и рамок...она дается нам...в понятной форме...каждому без исключений...

Утешительный ПОП
Священник
Сообщения: 2120
Зарегистрирован: 21 окт 2008, 20:33
Откуда: Гомель

Re: Человек свободен в выборе. Так ли это?

Сообщение Утешительный ПОП »

:kiss:
"крепка, как смерть, любовь" (Песн.8,6)
Азъ есьмъ многогрешный священникъ Владимиръ

Ответить

Вернуться в «Вопросы священнику»