ПЕРВОЕ ВРЕМЯ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ БЫЛО ПОХОЖЕ НА ОСЕНЬ.
СЛАВА БОГУ! — ОН ДАРОВАЛ ВРЕМЯ ДЛЯ СПАСЕНИЯ. Создав человека, Бог поместил его в раю — месте, исполненном Божественного света и благодатной теплоты, чтобы человек непрестанно радовался о Господе. Но когда первые люди Адам и Ева согрешили — не послушались Бога, они лишились общения с Ним и лишились рая.
По всей земле расселились люди, их стало много, а грешить они не перестали, все холоднее и пасмурнее становились сердца их. Это первое время жизни людей было похоже на осень, и поэтому Святая Церковь отмечает новолетие 1 сентября — в первый день осени.
А за осенью наступает зима — время, когда все живое замирает, и кажется, что уже никогда не будет на деревьях зеленых листочков и никогда не запоют в ветвях птицы. Так и люди отпали от Бога, сердца их покрылись ледяной коркой греха, и наполнилась земля злодеяниями.
И воззрел Господь Бог на землю, и вот она растленна, и по милости Своей захотел Он ее очистить. И как весной тают снега, идут дожди, и земля омывается водой от всякой нечистоты, так Господь совершил великий потоп и во времена праведного Ноя очистил землю от греха, и для людей наступила весна Ветхого Завета.
Как весной мы ожидаем лета, так люди ждали соединения с Богом. И Бог готовил их. От святых патриархов Авраама, Исаака и Иакова Он воздвиг народ Свой – Израиль — и обещал ему Вечное Царство. Через Моисея и Аарона Бог дал Израилю закон и через святых пророков предвозвестил пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
Как за весной следует лето и кончается церковный год, так при конце всех времен родился от Девы Марии Спаситель мира Христос. И как летом ярко светит солнце, и тепло, и земля приносит плоды, так и мы живем при ярком свете Христова учения, согретые Его благодатью, и должны приносить духовные плоды веры во Христа, надежды на Бога и любви к Богу и ближнему.
Когда лето кончается, тогда собирают плоды земли. И так же по исполнении всех времен Господь придет и соберет плоды сердец человеческих, тогда праведники пойдут в жизнь вечную, а грешники – в муку вечную. И поскольку первое сентября — это не только начало церковного года, но и конец его, то вспомним в этот день о Страшном Суде, на котором Господь спросит нас: как мы любили Его? как молились? любили ли ближних? не обижались ли на них? сами не обижали?
Когда мы поступаем по заповедям Божиим, на душе у нас тепло и светло от благодати. Но если мы начинаем принимать грешные мысли, не молимся Богу, гордимся, жадничаем, тогда душа наша начинает омрачаться, как будто наступает вечер или как будто наступает осень с ее холодными дождями (это слезы обиды) и резкими ветрами (это злые помыслы). И как после осени наступает зима и после вечера — ночь, так и мы, если не покаемся, не попросим у Бога прощения, совершенно лишаемся благодати, и сердце наше покрывается тьмою греха, как земля покрывается снегом.
Но Бог милостив, и как только мы захотим покаяться, в душе наступает как бы утро, когда тьма исчезает и на землю нисходит роса, или как бы весна: сокрушается лед злопамятства, тают снега забвения о Боге, проливаются дожди покаянных слез, земля нашего сердца очищается, и Господь осушает ее теплотой Своей благодати. Так опять возвращается лето — завершается церковный год.
Будем же благодарны Господу за время, которое Он для нас сотворил, за то, что, хоть мы и начинаем осенью греха, Он все завершает летом благодати. Возрадуемся о Господе и принесем Ему в свое время плоды любви, милостиво Им в нас насажденные и возращенные.
Всех нас сотворил Господь, и от Него исходит все для нас нужное и полезное: и пища, и одежда, и воздух, и свет, и тепло. А в вечности Он уготовал для нас Царство Небесное. Бог так возлюбил нас, что принял крестные муки и смерть ради нашего спасения; конечно же, и нам следует посвятить Ему всю свою жизнь. И если мы этого сразу не можем, то будем привыкать постепенно, будем посвящать Богу хотя бы начатки всего, что Он нам дарует.
Пусть всегда будет первой мыслью память о Боге и первым чувством — радость о Боге, и ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ЦЕРКОВНОГО ГОДА ПУСТЬ БУДЕТ ДНЕМ МОЛИТВЫ. Проведем его в тишине и благоговении, посвятим этот день Господу, попросим благословения у Него и на все остальные дни. ДА ОСВЯТИТСЯ ВСЯ НАША ЖИЗНЬ, И ДА СПОДОБИМСЯ, ЗАВЕРШИВ ЕЕ, С ЧИСТЫМ СЕРДЦЕМ ПОКЛОНИТЬСЯ ГОСПОДУ НАШЕМУ ИИСУСУ ХРИСТУ В ЦАРСТВЕ НЕБЕСНОМ.
(Протоиерей Константин Островский)
Церковное новолетие
14 сентября начинается новый церковный год. Какова история дня новолетия в России? Павел Флоренский как-то подметил: «Русская вера сложилась из взаимодействия трех сил: греческой веры, принесенной нам монахами и священниками Византии, славянского язычества, которое встретило эту новую веру, и русского народного характера, который по-своему принял византийское православие». Эту мысль иллюстрирует и русская традиция встречи Нового года.
1 января 45 г. до Р. Х. Римская империя по воле Юлия Цезаря перешла с лунного календаря на солнечный. А в 312 году византийский император-христианин Константин Великий постановил праздновать начало нового года с 1 сентября. В VI веке эта традиция вошла в жизнь Церкви.
Из Византии традиция отмечать церковное Новолетие перешла и на Русь, хотя даже после принятия христианства в народе долгое время не было единой даты встречи Нового года. Считается, что чаще всего новогодними признавались дни, близкие к весеннему равноденствию. Попыткой Церкви бороться с языческими датами, некоторые этнографы и фольклористы объясняют в том числе и традицию Масленицы: якобы, это отголосок языческого праздника, суть которого переосмыслили и по времени переместили в канун поста. Одна из долго продержавшихся в сознании дат (наряду с 1 сентября) — это 20-е числа марта.
В итоге, на Руси со времени принятия христианства установился некий компромисс календарных традиций. С конца XV века он начал вызывать все больше неудобств. Однако в ту пору многие твердо верили, что в 7000 году «от сотворения мира» (в 1492 году от Рождества Христова) наступит Судный День, и даже даты Пасхи определяли только до 1492 г.. Соответственно, и к вопросу о дате Нового года относились без особого внимания.
Но «роковой» срок миновал, а Судный День так и не наступил. И в сентябре 1492 г. Московский церковный собор утвердил пасхалию на последующие годы, а заодно, следуя византийской традиции, окончательно определил дату Новолетия — 1 сентября (14 сентября по новому стилю). Эта дата выглядела разумной и из соображений государственных: в августе-сентябре собирали урожай, и казне легче было сразу же получать с подданных годовые платежи.
Впрочем, прежние традиции не понравились реформатору и создателю империи Петру Великому. Он, ссылаясь на практику многих народов, но явно ориентируясь на Европу, отменил прежний обычай вести летоисчисление от Сотворения мира, повелев считать даты от Рождества Христова. И одновременно приказал праздновать Новый год через 7 дней после Рождественского праздника. Впервые Новый год праздновался по новому с 1699 на 1700 годы от Р.Х..
В 1918 году Россия перешла с юлианского на принятый в Европе григорианский календарь, в декабре 1918 года оказалось на 13 дней меньше. Но в разгар Гражданской войны это мало кто заметил. Намного больнее оказалась впоследствии то, что на Новогоднюю дату теперь приходились самые строгие дни Рождественского поста, причем непосредственно 1 января нового стиля в Церкви поминают священномученика Вонифатия, которому молятся от избавлении от недуга пьянства. Вопрос расхождения светской и церковной традиций не решён до сих пор. Но осталось низменным одно правило: собственное Новолетие Церковь по-прежнему отмечает 1 сентября (14 сентября по новому стилю).