Как поймет ребенок смерть?
Модераторы: Евгения Х, Кризисный психолог, Птица Феникс, психолог Евгения
-
- Сообщения: 4
- Зарегистрирован: 19 фев 2012, 20:39
- Пол: жен.
- Вероисповедание: Верю в Бога в душе
- Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь
Как поймет ребенок смерть?
Разговаривала с детским психологом,когда и как объяснить ребенку,что папы больше нет с нами,чтоб не ждал его с больницы,или вечером,с работы. Сказали надо сказать правду,что папа ушел в другой мир,на небо к Боженьке,но с нами он всегда в сердце,думает и переживает,любит нас,как всегда и было. Вот вчера села с ним поговорила,как пришли с садика,ему 3,5года,старший наш. Повторил мои слова,призадумался и всё,больше ничего не спрашивал и занимался своими игрушками,мультиками...Что ждать теперь? А сегодня собирала его в садике,одевались,мальчик с соседнего шкафчика, на вопрос воспитателя,чей папа придет на праздник закричал нам,мой папа и придет,а у вас папы нету...Сын промолчал,не знаю как понял,нет,а я еле сдерживала слезы,быстрее собралась и ушли с ним. Дома думала,что же дальше,ведь и дети не виноваты,а как поймут это? что на тяжело,не быть с ним рядом,не видеться...
- Tatyana A
- Психолог
- Сообщения: 752
- Зарегистрирован: 24 июн 2011, 20:59
- Пол: жен.
- Вероисповедание: Православие
- Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим
Re: Как поймет ребенок смерть?
Сомнения взрослых по поводу того, стоит ли говорить ребенку о смерти близкого, нередко связаны с тем, что они сами порой не в состоянии вынести интенсивности эмоций ребенка, им тяжело наблюдать, видеть горевание своего дитя:
Но если дети не видят горевания взрослых, не видят их слез, то такие условия накладывают запрет на выражение ребенком собственных чувств: “Никто не плачет, как же тогда можно мне плакать?”.
Слезы и плач – это прямые спутники выражения горя, которые также являются и естественным способом снятия состояния психофизиологической подавленности. Эта реакция естественна при переживании горя.
Если взрослые стараются избегать разговоров об утрате, стараются прятать свои чувства, дети начинают поступать точно также, скрывая чувства и вопросы.
Взрослый через выражение своих собственных чувств, через умение говорить о них сможет включить ребенка в процесс проживания горя, сможет понять те чувства, который на данный момент переполняют дитя и разделить их, оказать ему поддержку и сочувствие.
Что касается отношения к смерти - здесь следует избегать двух крайностей.
Первая крайность - легковесно-обыденное отношение к смерти, которое обесценивает человеческую жизнь.
Вторая крайность – отношение к смерти как безысходному ужасу.
При этом ребенок будет в первую очередь принимать и впитывать то отношение к смерти, которое наблюдает у взрослых.
Формирование представления о смерти может осуществляться через знакомство ребёнка с образом смерти в отвлечённой форме – когда сообщают о смерти, рассказывают об усопших родственниках, рассматривают с ним семейный альбом, а также через непосредственное соприкосновение с событиями, связанными со смертью – отпеванием, похоронами и т.п.. Непосредственное участие помогает сформировать у ребёнка целостную картину мира, в которой присутствует и смерть.
У взрослого процесс осознания утраты близкого может затянуться, при условии, что у него не было непосредственного участия в событиях, связанных со смертью, те же закономерности распространяются и на ребенка.
Дайте себе и сыну время. Дети не сразу способны осознать факт смерти, и включить это явление в только формрующуюся картину мира.
Но от горя не прячутся, его сознательно переживают.Сын промолчал,не знаю как понял,нет,а я еле сдерживала слезы,быстрее собралась и ушли с ним
Но если дети не видят горевания взрослых, не видят их слез, то такие условия накладывают запрет на выражение ребенком собственных чувств: “Никто не плачет, как же тогда можно мне плакать?”.
Слезы и плач – это прямые спутники выражения горя, которые также являются и естественным способом снятия состояния психофизиологической подавленности. Эта реакция естественна при переживании горя.
Если взрослые стараются избегать разговоров об утрате, стараются прятать свои чувства, дети начинают поступать точно также, скрывая чувства и вопросы.
Взрослый через выражение своих собственных чувств, через умение говорить о них сможет включить ребенка в процесс проживания горя, сможет понять те чувства, который на данный момент переполняют дитя и разделить их, оказать ему поддержку и сочувствие.
От взрослого во многом зависит, сформируется ли адекватное отношение и представление о смерти у ребенка.Вот вчера села с ним поговорила,как пришли с садика,ему 3,5года,старший наш. Повторил мои слова,призадумался и всё,больше ничего не спрашивал и занимался своими игрушками,мультиками...Что ждать теперь?
Что касается отношения к смерти - здесь следует избегать двух крайностей.
Первая крайность - легковесно-обыденное отношение к смерти, которое обесценивает человеческую жизнь.
Вторая крайность – отношение к смерти как безысходному ужасу.
При этом ребенок будет в первую очередь принимать и впитывать то отношение к смерти, которое наблюдает у взрослых.
Формирование представления о смерти может осуществляться через знакомство ребёнка с образом смерти в отвлечённой форме – когда сообщают о смерти, рассказывают об усопших родственниках, рассматривают с ним семейный альбом, а также через непосредственное соприкосновение с событиями, связанными со смертью – отпеванием, похоронами и т.п.. Непосредственное участие помогает сформировать у ребёнка целостную картину мира, в которой присутствует и смерть.
У взрослого процесс осознания утраты близкого может затянуться, при условии, что у него не было непосредственного участия в событиях, связанных со смертью, те же закономерности распространяются и на ребенка.
Дайте себе и сыну время. Дети не сразу способны осознать факт смерти, и включить это явление в только формрующуюся картину мира.